Каков Максимальный Срок Рассмотрения Заявлений И Сообщений О Преступлении?

Каков Максимальный Срок Рассмотрения Заявлений И Сообщений О Преступлении
Проверка сообщения о преступлении: в поисках утраченного времени Положения нормативного правового акта порой сформулированы таким образом, что некоторые ситуации, являющиеся следствием определенной комбинации действий участников правоотношения, уже не могут адекватно регулироваться исходными нормами, а специальные нормы для таких случаев отсутствуют.

  • Пример – дополнительная доследственная проверка, проблемные аспекты которой предлагаем обсудить.
  • Порядок рассмотрения сообщения о преступлении, а также виды решений, принимаемых по его результатам, определены ст.144 и 145 УПК РФ.
  • Кодексом установлен предельный срок проведения доследственной проверки – 30 суток, по истечении которого должностное лицо обязано принять процессуальное решение.

Вместе с тем УПК предусматривает возможность отмены такого решения, что влечет проведение дополнительной проверки. Однако специальные положения, посвященные ее регулированию, – в частности, устанавливающие количество возможных отмен принятого решения, а также сроки проведения дополнительной проверки, – в законе отсутствуют.

Это приводит к тому, что к порядку дополнительной доследственной проверки применяются положения ст.144 УПК, причем должностные лица органов дознания, следствия и прокуратуры толкуют их буквально, полагая, что срок дополнительной проверки также ограничен 30 сутками, а решения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут выноситься бесчисленное количество раз, поскольку ограничения на этот счет УПК прямо не установлены.

При таком подходе проверка сообщения о преступлении может проводиться неограниченное время. Однако использование систематического, телеологического и исторического способов толкования ст.144 Кодекса дает основания для иных выводов. Очевидно, что, ограничивая доследственную проверку определенным сроком, законодатель пытался защитить права лиц, в отношении которых было совершено преступление, от волокиты, а то и противоправного бездействия лиц, уполномоченных проверять сообщения о преступлениях.

  1. Нельзя забывать и о сроках давности, составляющих для преступлений небольшой тяжести всего два года.
  2. В связи с этим наличие нормы, устанавливающей предельный срок продления периода доследственной проверки, свидетельствует о том, что УПК не подразумевает ее «не очерченный временными рамками» характер.

Отметим, что независимо от способов толкования УПК в части сроков доследственной проверки действующие положения Кодекса не позволяют обеспечить должное качество проверки, а также баланс интересов заинтересованных лиц. Так, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела (отказе в его возбуждении) нередко сталкиваются интересы должностных лиц правоохранительных органов, проводящих проверку и уполномоченных принимать соответствующее решение, и потерпевших.

  • Желание последних понятно – чтобы виновные были привлечены к уголовной ответственности, чему неизбежно предшествует принятие решения о возбуждении уголовного дела.
  • Однако далеко не всегда данному желанию корреспондирует настрой правоохранителей, что зачастую обусловлено потенциальными сложностями доказывания вины лиц, совершивших преступление, и, как следствие, – последующими проблемами при направлении дела в суд.

При этом УПК не предусмотрено такое основание для отказа в возбуждении уголовного дела, как «проблематичность расследования», поэтому необоснованный отказ в возбуждении дела при наличии повода и основания, предопределенный подобной мотивацией, грубо нарушает как уголовно-процессуальные, так и конституционные права потерпевших.

В указанном «конфликте интересов» заявитель выступает в «слабой позиции», поскольку «по ту сторону баррикад» находится представитель государства с присущими ему властными полномочиями. Вполне понятно, что отсутствие намерения возбуждать уголовное дело и наличие в законе «лазейки» для потенциально бесконечного вынесения «отказных» постановлений могут приводить (и приводят) к серьезному злоупотреблению правом: доходит до того, что оперуполномоченный, не проводя проверку по существу, формально направляет запросы в различные организации и ждет ответы на них, чтобы затем направить новые запросы, создавая тем самым видимость процесса установления обстоятельств произошедшего.

Сопровождается такая «доследственная проверка» систематическим вынесением необоснованных (не содержащих анализа известных (установленных) фактических обстоятельств) постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, отменяемых надзирающим органом при наличии жалобы заявителя.

  • Такая ситуация может длиться годами.
  • Встречаются и случаи, когда в промежутках между отменой постановления об отказе в возбуждении дела и вынесением нового проверочные мероприятия вовсе не проводятся.
  • В результате лицо, потерпевшее от преступления, не получает законного и обоснованного решения по результатам проверки доводов его заявления.

Установлению баланса интересов и обеспечению законности при проведении дополнительной доследственной проверки в условиях регулирования порядка ее проведения правилами, диктуемыми сложившейся правоприменительной практикой, мог бы способствовать эффективный судебный контроль.

  • Однако (по крайней мере, в ряде субъектов РФ) обжалование бездействия должностных лиц, проводящих доследственную проверку, в порядке ст.125 УПК не позволяет достичь названных целей.
  • Представляется, что это обусловлено рядом взаимосвязанных обстоятельств.
  • Во-первых, расширительным толкованием судами абз.4 п.1 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г.

№ 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому «при проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела.

  1. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния».
  2. Во-вторых, ориентированием суда на формальные критерии при оценке законности обжалуемых действий (бездействия) в ущерб их содержательному анализу.
  3. В-третьих, нежеланием судов давать негативную оценку деятельности должностных лиц органов, осуществляющих проверку сообщения о преступлении, и прокуратуры (признание бездействия при проведении доследственной проверки незаконным свидетельствует о наличии недостатков в деятельности прокуратуры как надзорного органа) без острой необходимости.

Практика показывает, что суды зачастую не оценивают проведенные проверочные мероприятия с точки зрения их объема в контексте совокупного срока проверки сообщения о преступлении, а также их необходимости и целесообразности для установления достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Достаточным для отказа в признании бездействия должностных лиц незаконным является факт проведения каких-либо мероприятий в рамках дополнительной доследственной проверки (например, направление запросов, повторное получение объяснений) и своевременное вынесение решений по ее итогам (в течение 30 суток), причем неважно, сколько месяцев (или лет) прошло с момента подачи заявления о преступлении.

Очевидно, что такой судебный контроль фактически узаконивает формальный подход к проверке сообщения о преступлении. Результатом данного подхода становится систематическое вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в случаях, когда это выгодно правоохранительным органам.

  1. Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, обусловлена тем, что модель доследственной проверки, установленная в УПК, в части сроков не вполне адекватна действительности.
  2. Практика показывает, что за 30 суток не всегда можно сделать достоверный вывод о наличии в деянии признаков состава преступления.
  3. В частности, нередко для установления обстоятельств произошедшего необходимо направить запросы в госорганы или организации, и ответы на них порой поступают позднее, чем спустя 30 суток с момента подачи потерпевшим заявления о преступлении.

Кроме того, в ряде случаев невозможно сделать вывод о наличии признаков преступления без судебной экспертизы или иного исследования, возможность проведения которых предусмотрена ч.1 ст.144 УПК (например, для установления факта причинения вреда здоровью).

При этом в законе указано, что должностное лицо, проверяющее сообщение о преступлении, вправе получить заключение эксперта в разумный срок. Использование оценочного понятия для определения срока, до истечения которого может быть получено заключение эксперта, подразумевает, что производство экспертизы может превышать 30 суток, что делает невозможным принятие законного и обоснованного решения по результатам доследственной проверки в установленный УПК срок.

При таких обстоятельствах неизбежно вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в условиях, когда все проверочные мероприятия, необходимые для формулирования вывода о наличии (отсутствии) в деянии признаков преступления, не были проведены.

  • Такое постановление обречено на отмену.
  • Обозначенный законодательный изъян и продиктованная им практика преждевременных отказов в возбуждении уголовного дела негативно влияют на отечественную доследственную проверку в целом.
  • Наличие не предусмотренных законом случаев вынесения преждевременных «отказных» постановлений приводит к трансформации правосознания правоприменителя: поскольку в определенных ситуациях вынесение отказных постановлений, заведомо подлежащих отмене, является неизбежным (что влечет вывод о том, что вынесение подобных постановлений объективно возможно), а перечень таких ситуаций нормативно не закреплен, лица, проводящие доследственную проверку, считают допустимым вынесение соответствующих постановлений и без крайней необходимости.

Это приводит к злоупотреблению правом со стороны правоприменителя – вплоть до вынесения заведомо незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение многих лет, то есть обусловливает сложившуюся практику, когда проверка сообщения о преступлении не имеет конкретных сроков.

  1. Решить проблему, на наш взгляд, можно только внесением поправок в УПК.
  2. При этом можно говорить о двух принципиально разных подходах к изменению процессуального законодательства.
  3. Первый предполагает кардинальное реформирование института доследственной проверки.
  4. В этом контексте представляется полезным опыт государств со схожей правовой системой.

Например, во Франции в связи с получением информации о преступлении полиция производит дознание, которое по сравнению с российской доследственной проверкой имеет несколько иную правовую природу: целями дознания являются быстрое раскрытие преступления, розыск подозреваемых и производство неотложных следственных действий; при его производстве полиция обладает широкими полномочиями, включая применение мер процессуального принуждения при наличии законных оснований 1,

Германская модель уголовного судопроизводства характеризуется отсутствием стадии возбуждения уголовного дела: при наличии поводов (заявление частных лиц, сообщения полиции и иные) и так называемого простого подозрения в совершении преступления проводятся следственные действия, что означает начало производства по уголовному делу 2,

Данный подход подразумевает внесение существенных изменений в УПК, переработку многих уголовно-процессуальных институтов в силу системности положений закона. В связи с этим рассмотрим подробнее второй подход, предполагающий решение проблемы определения конечных сроков проведения доследственной проверки за счет «точечных» изменений норм Кодекса.

  • Так, исходя из того, что нередко 30 суток для проведения всех проверочных мероприятий, а также получения экспертного заключения не хватает, в научной литературе некоторые авторы предлагают увеличить предельный срок доследственной проверки.
  • Вместе с тем единства мнений относительно того, каким должен быть этот срок, не наблюдается.
Читайте также:  Как Оплатить Госпошлину За Исковое Заявление В Суд?

Например, существует точка зрения, согласно которой сроки доследственной проверки могут продлеваться неограниченно 3, Данная позиция, на наш взгляд, представляется спорной, поскольку при таком подходе размывается грань между проверкой сообщения о преступлении и предварительным следствием.

Вместе с тем согласно закону на этапе предварительной проверки требуется установить лишь достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а не все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. Некоторые авторы видят решение проблемы в ограничении проверки «разумным сроком» 4,

Подобное предложение, по нашему мнению, также не лишено недостатков, поскольку отказ от четких сроков проверки поставит потерпевших в положение, максимально уязвимое к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов, и не поможет решению проблемы незаконного отказа в возбуждении уголовного дела.

  1. Более взвешенной представляется позиция о возможности продления срока доследственной проверки до 90 суток 5,
  2. Однако при формулировании данного предложения учитывается только проблематичность принятия законного и обоснованного решения по итогам рассмотрения сообщения о преступлении в 30-дневный срок, и, – как в случае ограничения предварительной проверки «разумным сроком», – не учитывается, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут выноситься и по причине нежелания правоохранителей возбуждать уголовное дело в принципе.

Таким образом, считаем, что одним лишь увеличением предельного срока доследственной проверки проблему не решить, так как по его истечении все равно может быть принято заведомо незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении дела. И что за этим последует: потенциально неограниченное количество дополнительных проверок? Следовательно, задача состоит в том, чтобы не только предусмотреть в УПК адекватные сроки проверки сообщения о преступлении, но и максимально затруднить возможность запуска круговорота «вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела – отмена постановления – проведение дополнительной проверки – вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела».

  • Для решения этой задачи целесообразно дополнить УПК рядом положений.
  • Первое: при необходимости получения ответов на запросы о предоставлении документов и (или) информации, завершения производства исследований и (или) судебных экспертиз срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа по ходатайству следователя либо прокурором по ходатайству дознавателя до 60 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

«В исключительных случаях, при необходимости проведения строительных, бухгалтерских, финансово-аналитических, компьютерных, а также иных судебных экспертиз, на производство которых требуется продолжительное время, срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями до 90 суток» 6,

  • Второе: после отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела материалы направляются для дополнительной проверки, срок которой не может превышать 30 суток.
  • Третье: второе постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное по итогам рассмотрения сообщения о преступлении, утверждается руководителем следственного органа по субъекту РФ или начальником органа дознания по субъекту Федерации; третье и последующие – председателем СКР, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) либо руководителем соответствующего федерального органа дознания.

Четвертое: если сообщение о преступлении проверял орган дознания, и в связи с обнаружением признаков преступления материал был передан в следственный орган для принятия решения о возбуждении уголовного дела, дальнейшая проверка проводится следователями следственного органа.

В случае несогласия с передачей сообщения о преступлении в следственный орган его руководитель направляет материал проверки прокурору для определения подследственности. Сообщение о преступлении может быть передано обратно в орган дознания только на основании постановления прокурора об определении подследственности.

Думаем, для формулирования в подавляющем большинстве случаев вывода о наличии (отсутствии) данных, указывающих на признаки преступления, 90 суток достаточно. Если соответствующие данные установлены, уголовное дело возбуждается и расследуется в установленном порядке.

При этом если в процессе расследования выяснится, что состав преступления в действиях лиц, причастных к событию потенциального преступления, отсутствует, УПК предусмотрена возможность прекращения дела. Отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела будет осуществляться в ситуациях, когда установленным при предварительной проверке фактическим обстоятельствам дана неверная правовая оценка, либо в экстраординарных случаях, когда по каким-либо причинам все необходимые обстоятельства за 90 суток не установлены.

Последующее вынесение постановлений об отказе в возбуждении дела будет осложнено необходимостью их утверждения на уровне регионального или федерального руководства, что, полагаем, позволит существенно сократить количество заведомо незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и, как следствие, будет способствовать торжеству законности на этапе возбуждения уголовного дела.1 См.: Уголовный процесс западных государств / Головко Л.В., Гуценко К.Ф., Филимонов Б.А.; Под ред.: Гуценко К.Ф.М.: Зерцало-М, 2001.С.325–330.2 См.: Там же.С.441.3 См.: Костенко К.А.

Эволюция стадии возбуждения уголовного дела: процесс неизбежный и пока что незавершенный! // Российский следователь.2019. № 4.С.26.4 См.: Ушаков А.Ю., Аменицкая Н.А. Проблемы доступа к правосудию на этапе возбуждения уголовного дела // Проблемы правоохранительной деятельности.2016. № 3.С.37.5 См., например: Кутуев Э.К., Логунов О.В.

Совершенствование стадии возбуждения уголовного дела как средство устранения причин и условий, способствующих принятию необоснованных процессуальных решений // Российская юстиция.2020. № 11.С.35 6 Кутуев Э.К., Логунов О.В. Там же. Читать подробнее: Проверка сообщения о преступлении: в поисках утраченного времени
Читать в источнике

Какие сроки проверки сообщений о преступлении?

Согласно части 1 статьи 144 УПК РФ решение по сообщению о преступлении должно быть принято в срок не позднее 3 суток со дня поступления заявления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить данный срок до 10 суток.
Читать в источнике

Сколько времени нужно для возбуждения уголовного дела?

Как проходит процедура возбуждения уголовного дела — Возбуждение уголовного дела или дела об административном правонарушении должно быть принято в течение 3 суток с момента подачи соответствующего заявления. В случае, если необходимо проведение дополнительных ревизий и проверок, данный срок может быть продлен до 30 суток.
Читать в источнике

Кто имеет право продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток?

В соответствии с ч.3 ст.144 УПК РФ прокурор по ходатайству дознавателя в праве продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток при какой необходимости производства? Здравствуйте! В соответствии с ч.3 ст.144 УПК РФ прокурор по ходатайству дознавателя в праве продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток при какой необходимости производства? Адвокат Антонов А.П.

Добрый день! Согласно ч.3 ст.144 Уголовно-процессуального кодекса, при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Читать в источнике

Кто имеет право проводить проверку сообщения о преступлении?

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Читать в источнике

Каковы сроки и способы предварительной проверки сообщения о преступлении?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Где Оплатить Госпошлину За Подачу Искового Заявления?

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса.

  • Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
  • Часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ) 2.
  • По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.6.

Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в территориальный орган страховщика, в котором состоит на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета по страховым взносам.

Часть 7 в ред. Федерального закона от 09.03.2022 N 51-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов: 1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения; 2) информирует следователя о том, что в отношении страхователя проводится проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу; 3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 09.03.2022 N 51-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 9. После получения заключения территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 09.03.2022 N 51-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) Ст.144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Читать в источнике

Какой срок предварительного следствия?

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
Читать в источнике

Сколько может длится уголовное преследование?

Сроки — Сроки рассмотрения уголовных дел на этапе расследования имеют четкие временные рамки. Эти моменты регулируются статьей 233 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ. Согласно им, выделяются 3 периода:

  • Максимальное время, которое может длиться более 12 месяцев.
  • Частный период предполагает сроки рассмотрения уголовных дел до 3 месяцев с возможностью продлевать до 12 месяцев. Решение о продлении принимается руководитель подразделения.
  • Общий период – время, в течение которого расследование должно быть завершено в полной мере, а дело передано в прокуратуру. На эти процедуры установлено 2 месяца с момента возбуждения уголовного дела.

Читать в источнике

Сколько по времени идет доследственная проверка?

144 и 145 УПК РФ. Кодексом установлен предельный срок проведения доследственной проверки – 30 суток, по истечении которого должностное лицо обязано принять процессуальное решение. Вместе с тем УПК предусматривает возможность отмены такого решения, что влечет проведение дополнительной проверки.
Читать в источнике

Сколько длится расследование?

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела, но срок может быть продлен до 12 месяцев.
Читать в источнике

Сколько времени у дознавателя?

223 УПК РФ дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. таким образом, дознаватель обязан в указанный срок провести все следственные действия и направить дело прокурору, затем в суд,
Читать в источнике

Сколько следователь рассматривает уголовное дело?

Здравствуйте, согласно ч.1 ст.221 УПК РФ прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему решение.
Читать в источнике

Можно ли проводить обыск до возбуждения уголовного дела?

Вопросы законности обыска и выемки до возбуждения уголовного дела — Как известно, Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗчасть 1 статьи 144 УПК РФ изложена в новой редакции. При этом законодатель расширил перечень следственных и иных процессуальных действий, допустимых на стадии проверки сообщения о преступлении.

Однако, хотя с тех пор прошло более 7 лет, правоприменительная практика относительно возможности производства обыска и выемки на стадии доследственной проверки не сложилась. В частности, согласно первой точки зрения, поскольку в приведенной норме эти следственные действия прямо не поименованы, при проверке сообщения о преступлении они не допустимы.

Именно такой позиции, к примеру, придерживался Правобережный районный суд г. Липецка, который 16.09.2019 не удовлетворил ходатайство следователя о производстве выемки документов, содержащих охраняемую законом тайну. По мнению суда, с подобным ходатайством в порядке ст.165 УПК РФ можно обратиться только по возбужденному уголовному делу.

  • В свою очередь, мы считаем такой подход ошибочным и не основанным на нормах действующего уголовно-процессуального права.
  • На наш взгляд, сторонниками первой точки зрения не учитывается, что после принятия закона от 4 марта 2013 г.
  • 23-ФЗ часть 1 статьи 144 УПК РФ позволила следователю при проверке сообщения о преступлении помимо прочего истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ.

При этом следственными действиями, установленными УПК РФ и предусматривающими возможность изъятия предметов и документов, являются обыск и выемка (осмотр места происшествия, в рамках которого также возможно их изъятие, частью 1 ст.144 УПК РФ предусмотрен в качестве отдельного следственного действия, допустимого в ходе проверки сообщения о преступлении).

  • Таким образом, действующий УПК РФ предусматривает производство обыска и выемки до возбуждения уголовного дела.
  • Каких-либо связанных с возбуждением уголовного дела ограничений на получение судебного разрешения для осуществления этих следственных действий в настоящее время уголовно-процессуальный закон не содержит.
Читайте также:  Какие Сроки Рассмотрения Заявления В Полиции?

Стоит отметить, что аналогичная правовая позиция сформирована и в практике Верховного суда Российской Федерации. Так, при разрешении дела № 16-УД17-16 25.08.2017 Верховный суд Российской Федерации наряду с другими рассматривал довод о незаконности проведенной до возбуждения уголовного дела выемки флэш-карты и признал эту процедуру законной.

В частности, Верховным судом Российской Федерации отмечено, что эти доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку следственное действие (выемка) произведено после поступления заявления о привлечении лица к уголовной ответственности в соответствии с требованиями ч.1ст.144 (регламентирующими перечень допустимых в ходе проверки сообщения о преступлении следственных и иных процессуальных действий), ст.182 и ст.183 УПК РФ.

С учетом изложенного Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в ходе проверки сообщения о преступлении предусматривает и возможность проведения с санкции суда выемки документов, содержащих охраняемую законом тайну. Справедливости ради надо отметить, что Липецкий областной суд отменил приведенное решение Правобережного районного суда г.

Липецка, однако к моменту рассмотрения судом апелляционной инстанции представления прокурора уголовное дело по обстоятельствам, требовавшим проведения выемки, было уже возбуждено. Между тем, для исключения неверной трактовки положений ч.1ст.144 УПК РФ представляется целесообразным редактирование этой нормы путем прямого указания на следственные действия, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела.

Прокурор отдела прокуратуры Липецкой области А.С. Лукинов ​​​​​​​
Читать в источнике

Сколько рассматривается Кусп?

Москвы все чаще 30-дневный срок проведения проверки сообщения о преступлении исчисляется не с регистрации заявления в КУСП, а с даты поступления материала проверки в соответствующее подразделение УВД.
Читать в источнике

Что не может служить поводом для возбуждения уголовного дела?

УПК РФ Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении;2) ;3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

(п.4 введен Федеральным от 28.12.2010 N 404-ФЗ) 1.1. Утратил силу. — Федеральный от 22.10.2014 N 308-ФЗ. (см. текст в предыдущей ) 1.2. Утратил силу. — Федеральный от 27.12.2018 N 530-ФЗ. (см. текст в предыдущей ) 1.3. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных — Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

  • Часть 1.3 введена Федеральным от 09.03.2022 N 51-ФЗ) 2.
  • Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.3.
  • Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

(часть 3 введена Федеральным от 27.12.2019 N 498-ФЗ) 4. Не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных и Уголовного кодекса Российской Федерации в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений Федерального от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Читать в источнике

Как считать сроки в уголовном процессе?

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.
Читать в источнике

Как считать сроки в уголовном процессе?

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.
Читать в источнике

Какое решение может быть принято по результатам рассмотрения сообщения о преступлении?

Какое решение может быть принято по поступившему заявлению или сообщению о преступлении? — По поступившему заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений : 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности. Каков Максимальный Срок Рассмотрения Заявлений И Сообщений О Преступлении
Читать в источнике

Как происходит процесс возбуждения уголовного дела?

§ 5. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела — Возбуждение уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения происходит согласно розыскной модели, поэтому решение принимают прокурор, а также орган дознания, дознаватель, следователь и начальник следственного отдела с согласия прокурора.

  • Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов: 1) вынесение постановления, 2) получение согласия прокурора, 3) уведомление о принятом решении заявителя и подозреваемого.1.
  • Вынесение постановления о возбуждении дела.
  • Решение о возбуждении дела оформляется отдельным постановлением или содержится в постановлении о выделении дела.

В постановлении указываются: — дата, место и время его вынесения с точностью до минут (приложение 13 к ст.476 УПК); — кем оно вынесено. Если оно вынесено не прокурором, то должно быть получено его согласие на возбуждение дела; — повод и основание для возбуждения дела; — уголовно-правовая квалификация преступления, которая имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого.

Возбуждение уголовного дела сопровождается заполнением статистической карточки на выявленное преступление. Учетно-регистрационными подразделениями (ОВД, прокуратуры, таможенного комитета, ФСБ) уголовному делу присваивается порядковый номер.2. Получение согласия прокурора на возбуждении дела. Возбуждение уголовного дела предстает в виде процедуры, длящейся во времени.

По общему правилу, преду­смотренному ч.1 ст.146 УПК, уголовное дело считается возбужденным после получения согласия прокурора на это в виде его письменной резолюции на постановлении о возбуждении дела. До вынесения постановления о возбуждении дела следователем, дознавателем или должностным лицом органа дознания могут быть проведены только непринудительные процессуальные действия (например, осмотр места происшествия) и некоторые принудительные действия — фактическое задержание и доставление.

После вынесения постановления о возбуждении дела указанные лица вправе произвести принудительное процессуальное освидетельствование (ст.179) и назначить судебную экспертизу (ст.195). Проведение иных принудительных процессуальных действий до дачи согласия прокурором на возбуждение дела по буквальному смыслу ч.4 ст.146 по общему правилу не допускается.

В качестве исключения уголовное дело считается возбужденным с момента вынесения об этом постановления и без согласия прокурора, в силу неотложной ситуации: когда промедление может реально повлечь утрату следов преступления, сокрытие преступника или подлежащего взысканию имущества.

Так, при возбуждении уголовного дела капитанами судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, главами дипломатических представительств расследование начинается без согласия прокурора. Прокурор уведомляется об этом с помощью средств связи. Когда неотложная ситуация отпадает, уголовное дело направляется прокурору для получения его согласия на возбуждение дела (ч.4 ст.146 УПК).

Постановление следователя или дознавателя о возбуждении дела направляется прокурору для согласования «незамедлительно», то есть так быстро, как это возможно в зависимости от следственной ситуации. По поступившим материалам прокурор также «незамедлительно» принимает одно из трех решений: а) дает согласие на возбуждение дела; б) выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение дела; в) возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок до 5 суток.3) О принятом прокурором решении уведомляются заявитель и подозреваемый.

Эта обязанность выполняется следователем или дознавателем в тот же день, когда прокурор принял решение. Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст.459); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст.448).

Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится по состязательной модели путем подачи заявления потерпевшим мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству (ст.318). Преступления, преследуемые в частном порядке, перечислены в ч.2 ст.20 (побои, оскорбление).

  • В делах частного обвинения обвинителем является сам потерпевший, поэтому дело возбуждается только по его заявлению и подлежит прекращению при его отказе от обвинения (примирении с обвиняемым) до удаления суда в совещательную комнату.
  • Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела.

Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч.3 ст.20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни). К делам частно-публичного обвинения примыкают дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой или иной организации (ст.23 УПК) по преступлениям, причинившим вред исключительно этой организации и предусмотренным гл.23 УК РФ.
Читать в источнике