Нужно Ли Направлять Административный Иск Ответчику?

Нужно Ли Направлять Административный Иск Ответчику
Статья 135 КАС РФ. Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству

  • 1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:
  • 1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;
  • 2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
  • 2. Административный ответчик или его представитель:
  • 1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;
  • 2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;
  • 3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;
  • 4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
  • 3. При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.

В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.

Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам.

  1. 2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;
  2. 3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;
  3. 4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;
  4. 5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;
  5. 6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;
  6. 7) направляет судебные поручения;
  7. 8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;
  8. 9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;
  9. 10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение, в частности разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, использовать другие примирительные процедуры, а также условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении, содействует примирению сторон;
  10. 11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;
  11. 12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;
  12. 13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

4. В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.5.

В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

В ст.135 КАС РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству, закреплены положения, во многом аналогичные положениям ст. ст.149 «Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству» и 150 «Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству» ГПК РФ.

  • Так, в соответствии со ст.149 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:
  • 1) передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;
  • 2) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
  • В ч.2 указанной статьи предусмотрено, что ответчик или его представитель:
  • 1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;
  • 2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;
  • 3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;
  • 4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Как разъяснялось в п.18 Постановления Пленума ВС России 2008 г. N 11: — согласно ст.149 ГПК РФ кроме сторон или их представителей действия при подготовке дела к судебному разбирательству могут совершать и другие лица, участвующие в деле, в частности третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; лица, выступающие от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, а именно прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане (ст.

ст.4, 45, 46 данного Кодекса). Например, наряду с лицом, в интересах которого начато дело и которое участвует в нем в качестве истца (ч.2 ст.38 ГПК РФ), в совершении предусмотренных ст.149 ГПК РФ действий должно участвовать и лицо, по инициативе которого возбуждено дело; — при обращении в суд прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ст.

ст.45, 46 ГПК РФ) прокурор, органы государственной власти и другие лица, которым законом предоставлено право защищать интересы других лиц, участвуют в подготовке дела к судебному разбирательству и судья разъясняет им их права и обязанности в процессе.

Указанные лица, обратившиеся в защиту интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Кроме того, они освобождаются от обязанности несения судебных расходов. Часть 1 упомянутой выше ст.150 ГПК РФ (в ред.

Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194 ФЗ) устанавливает, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья:

  1. 1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;
  2. 2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;
  3. 3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;
  4. 4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;

5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в т.ч. по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;

  • 6) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;
  • 7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;
  • 8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика; по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;
  • 9) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;
  • 10) направляет судебные поручения;
  • 11) принимает меры по обеспечению иска;
  • 12) в случаях, предусмотренных ст.152 данного Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;
  • 13) совершает иные необходимые процессуальные действия.

Целый ряд разъяснений по применению этих положений дан в Постановлении Пленума ВС России 2008 г. N 11. В том числе в п.19 указанного Постановления наряду с прочим отмечено, что судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести дело через представителей, а также порядок оформления полномочий представителей, проверяет объем этих полномочий, если они оформлены, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст.54 ГПК РФ, должно быть специально оговорено в доверенности, поскольку оно связано с распоряжением материальными и процессуальными правами доверителя.

Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 57, согласно п.1 ч.3 ст.135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд обязан направить административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они не направлены им административным истцом; для обеспечения возможности исполнения данной обязанности в определении о принятии к производству административного искового заявления следует указывать на необходимость сообщения суду административным ответчиком и заинтересованным лицом, обладающими государственными или иными публичными полномочиями, адреса электронной почты, на который им могут быть направлены названные выше копии заявления и документов, поданных в суд в электронном виде, имея в виду, что в отличие от административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, который обязан направить другим участвующим в деле лицам копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, на административного истца, не обладающего указанными полномочиями, КАС РФ не возлагает такой обязанности (ч.7 ст.125 данного Кодекса); при несообщении лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, адреса электронной почты в установленный судом срок копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены на адрес электронной почты, указанный этим лицом ранее при подаче документов в суд в электронном виде (в т.ч.

документов по иному делу), либо на адрес электронной почты, содержащийся на официальном сайте такого лица. Согласно ч.2 указанной статьи 150 ГПК РФ, судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений; судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

  1. Однако вместо этого в ч.4 ст.135 КАС РФ закреплены положения, регламентирующие действия судьи в случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела.
  2. Кстати говоря, иных положений, касающихся неотложного рассмотрения и разрешении административного дела, данный Кодекс не содержит.

В пункте 57 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено, что, по смыслу ч.4 ст.135 КАС РФ, административный истец или его представитель вправе заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела; такое ходатайство рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в суд; о разрешении ходатайства выносится определение (ч.4 ст.2, ст.87 КАС РФ); данное определение не подлежит обжалованию отдельно от решения суда (ч.1 ст.202 КАС РФ).

Часть 3 указанной ст.150 ГПК РФ предусматривает, что в случае систематического противодействия стороны своевременной подготовке дела к судебному разбирательству судья может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени по правилам, установленным ст.99 данного Кодекса. В ч.5 ст.135 КАС РФ также говорится о негативных последствиях противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству (при этом непосредственно перечислены некоторые из деяний, в которых может выражаться такое противодействие), но сами последствия определены иные, а именно наложение на виновную сторону судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных ст.

ст.122 и 123 данного Кодекса. Получение денежной компенсации в связи с потерей времени в КАС РФ предусмотрено лишь в отношении свидетеля (ч.12 ст.51). Читать подробнее: Статья 135 КАС РФ. Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству
Читать в источнике

Как правильно подать административный иск?

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.125 КАС РФ 1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.2.

Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; 2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии); (в ред.

Какие существуют уловки обхода правила, о направлении искового заявления ответчику?

Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); 4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; 5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; 6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом ; 6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались; (п.6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ) 7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась; 8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; 9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.3.

  • В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.4.
  • В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.5.
Читайте также:  Что Писать На Конверте При Отправке Письма В Суд?

В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи.

В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.8.

Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) 9. Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
Читать в источнике

Кто подает административный иск?

Кто имеет право на подачу административного иска? — Административный иск на действия должностного лица Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.
Читать в источнике

Кто является административным ответчиком?

КАС РФ Статья 38. Стороны 1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.3.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.4.

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.

В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях. Открыть полный текст документа Читать подробнее: КАС РФ Статья 38.
Читать в источнике

Что должно быть указано в административном иске?

Составление административного искового заявления — Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика.

  • административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
  • административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
  • административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.
  • Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.
  • Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.
  • Содержание административного иска зависит и от того, какие действия обжалуются:

По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения. Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл.7 КАС).
Читать в источнике

Чем отличается административный иск от гражданского?

УДК 342.9 ББК 67.401.03 DOI 10.22394/1682-2358-2020-3-59-66 T.V. Velichko, lecturer of the Civil Law and Procedure Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration SIMILARITY AND DIFFERENCES BETWEEN ADMINISTRATIVE AND CIVIL LAWSUITS Issues of identity and differences between administrative and civil lawsuits are considered.

Proposals to improve the current legislation regulating administrative proceedings are formulated. As a result of the research, the author identifies the main distinctive features of the categories under study. Key words and word-combinations: administrative claim, civil claim, administrative proceeding, public legal entities, judicial protection.Т.В.

Величко, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: Tania-V@inbox.ru) ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ГРАЖДАНСКОГО ИСКОВ Аннотация.

Рассматриваются вопросы сходства и отличия административного и гражданского исков. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего административное судопроизводство. В результате исследования выявляются принципиальные отличительные признаки исследуемых категорий.

Ключевые слова и словосочетания: административный иск, гражданский иск, административное судопроизводство, публично-правовые образования, судебная защита. В Российской Федерации последовательно проводится курс на укрепление законности и правопорядка, поэтому, как и в любом демократическом государстве, главенствующая роль отведена принципу суп-рематии закона, которая невозможна без средств судебной защиты.

Так, Конституция РФ всякому гарантирует субъективное право признавать неправомерными разного рода нормативные акты действия либо бездействия публично-правовых образований и их должностных лиц, применяя юрисдикци- Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 3 59 онную форму защиты, Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) вызвало в современной юридической науке дискуссию о совокупности средств и методов защиты публичных прав граждан и организаций, а также перечне оснований для обращения ими в суд по спорам, вытекающим из административных правоотношений.

Это и предопределило юрисдикционную форму как важнейшую стадию обеспечения эффективной защиты публичных прав субъектов в административном судопроизводстве. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, действия, бездействия органов государственной власти (местного самоуправления) и их должностных лиц.

  1. Статьей 4 КАС РФ гарантировано право любому, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными или недобросовестными действиями публичных субъектов, обратиться в суд за защитой.
  2. Следует отметить, что исторически вопросы, связанные с оспариванием решений, действий, бездействий публичных образований, оставались практически не исследованными.

Как отмечает С.Н. Абрамов, «.в советский период юридическая наука не допускала существование административного иска в правоприменительной практике и отвергала саму концепцию искового производства в сфере судебного обжалования актов органов государственного управления, обосновывая это неравноправным положением сторон в регулятивных публично-правовых отношениях и отсутствием в делах, возникающих из административных правоотношений, спора о праве»,

Полагаем, что правовой конфликт, порожденный отсутствием в СССР альтернативного процессуального законодательствам в области административных правоотношений, повлек за собой лишь формальную обязанность судов контролировать легитимность решений (действий, бездействий), принимаемых публично-правовыми образованиями, но не разрешать спор о праве, как это делается в гражданском судопроизводстве.

Такая позиция, при которой иск рассматривался как исключительное средство защиты гражданских прав, в итоге привела к отказу законодателя от осуществления по административным делам искового производства. Следовательно, КАС РФ, вступивший в законную силу 15 сентября 2015 г., стал первым в области административного процесса кодифицированным нормативным актом, что позволило на практике реализовать концепцию административного иска, которая давно существовала в правовых системах за рубежом, а также дало возможность судам в порядке нового вида судопроизводства — административного, разрешать дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и другие подобного рода вопросы, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений.

  1. Рассмотрение аналогичных дел до принятия КАС РФ рассматривалось в соответствии с требованиями гражданского судопроизводства, однако именовалось как производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений.60 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol.20.
  2. 3 Рассуждая на эту тему, А.П.

Яковлева замечает, что «.в отличие от искового, это производство характеризуется своими процессуальными особенностями, которые обусловлены, во-первых, составом участников административного конфликта, во-вторых, необходимостью независимой защиты стороны судом субъектов, участвующих в публичных правоотношениях.

  1. На суд возложена обязанность по проверке законности деятельности властного субъекта и сбалансированности положения участников по принципу процессуального положения сторон»,
  2. При изучении содержания правовых норм выяснилось, что отсутствует легальная дефиниция понятия «административный иск», в связи чем интересна дискуссия ряда ученых в юридической литературе о теоретическом определении понятия административного иска.

По мнению С.В. Ниловой, «административный иск — это требование о проверке на законность актов, решений, действий (бездействия) органов власти, направленное в суд первой инстанции, если ими были нарушены права субъективные права либо публично-правовые интересы лица, в целях их защиты»,

Более краткое, но емкое определение предлагают другие ученые, рассматривающие «.административный иск как право на судебную защиту граждан в случае нарушения их публичных правомочий», В свою очередь, В.М. Корякина рассматривает административный иск как «вытекающее из материально-правовых или служебных правоотношений спорное правовое требование административного истца к административному ответчику, базирующееся на юридических фактах, переданное на рассмотрение суда для процессуального рассмотрения и разрешения, в порядке, установленном КАС РФ»,

Данное определение, по нашему мнению, более точное, так как указывает на конкретный субъектный состав участников сложившихся публичных правоотношений. Важно, что сторонами административного иска являются административный истец и административный ответчик.

Исследователи в области природы административного иска также полагают, что лица, обращающиеся за судебной защитой по административным спорам, должны соблюдать необходимые требования допустимости административного иска, такие как «предмет административного иска; субси-диарность; административная процессуальная право- и дееспособность; право предъявления административного иска; допустимое основание для предъявления административного иска; сроки»,

Однако, несмотря на принятие правовых норм и многообразие индивидуализирующих признаков административного иска, предложенных учеными, отметим, что за рамками КАС РФ остались критерии разграничения между административным и гражданским исками. Некоторые авторы полагают, что нельзя говорить об окончательном решении вопроса о едином порядке регулирования рассмотрения судами дел, вытекающих из публичных правоотношений, до тех пор, пока, например, в арбитражном процессе сохраняется деление дел на исковое по гражданским делам и неисковое по административным делам,

Вместе с тем в процессуальных нормах существует разница при разрешении материально-правовых споров и вопросов, вытекающих из публично-правовых отношений. Судам при подготовке дел к судебному Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 3 61 разбирательству необходимо учитывать этот факт. При таких обстоятельствах определение характера возникших правоотношений между сторонами спора приобретает первостепенное значение.

Совокупность перечисленных факторов влечет объективную необходимость незамедлительного разрешения вопроса о принципиальных критериях разграничения между административным и гражданским исками. С целью исследования особенностей административного иска как процессуального средства защиты субъективного права проведем анализ соотношения и различия гражданского и административного исков.

  • Прежде всего обратимся к выяснению содержания категории иска.
  • Несмотря на многообразие точек зрения, понятие «иск» не нашло отражения ни в одном нормативном акте, что вызывает дискуссии в юридической науке.
  • Самая популярная и наиболее распространенная трактовка понятия «иск» следующая: «Под иском понимается требование истца к ответчику о защите его права или охраняемого законом интереса, обращенное через суд первой инстанции»,

Не усложняя дефиницию исследуемого понятия, предлагаем сформулировать ее по-иному: иск — это процессуальный способ обеспечения интересов лица, права и законные интересы которого нарушены, является основанием для возбуждения искового производства, в связи с чем спор о нарушенных правах и интересах разрешается судом.

При этом можно утверждать, что ключевые черты иска характерны как для гражданского, так и для административного иска. Ведь как в административном, так и в гражданском процессе основанием возбуждения искового производства является нарушение законных интересов лица, что подтверждается положением, высказанным видными учеными: «Исходя из хронологии появления в процессуальной науке категории иска нельзя не отметить, что изначально она возникла и развивалась в гражданском процессуальном праве и впоследствии была заимствована в административный процесс.

Вследствие этого следует предположить, что административный иск должен сохранить в себе основные черты гражданского иска», Правовая природа категории «гражданский иск» сложна. Теоретически характерными признаками иска являются две его составные части, его предмет и основание.

Указанные элементы индивидуализируют каждый определенный иск. Материально-правовые требования истца к ответчику формируют предмет гражданского иска. Таким образом, индивидуализирующим признаком исковой формы защиты нарушенного права является существование у сторон спора, то есть у истца и ответчика диаметральных правовых и материальных требований.

Сам собой напрашивается вывод, что безусловным исковым требованием в гражданском судопроизводстве является требование о защите нарушенного или оспариваемого материального субъективного права. В свою очередь, административный иск, имеющий идентичное с гражданским иском правовое содержание и элементный состав, в соответствии со ст.124 КАС РФ может содержать требования о признании недействующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком, о признании незаконным полностью или в части решения, 62 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020.

Vol.20. № 3 принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия), об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий, об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, а также административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Следовательно, подчеркнем основной признак различия между административными и гражданскими исками: в публичном судебном разбирательстве иск не может содержать требований материального характера между сторонами. Выявив признаки административного иска, С.В.

Читайте также:  Можно Ли Оплатить Госпошлину В Мфц Наличными?

Нилова отмечает, что «посредством административного иска обеспечивается защита субъективных публичных прав и законных интересов субъектов правоотношений. В частности, при наличии публично-правового спора лицо при обращении с административным иском должно обладать субъективным публичным правом и полагать, что данное право является нарушенным»,

По мнению других ученых, «предметом административного иска является способ защиты субъективного публичного права или законного интереса от неправомерных административных решений и действий (бездействия)», На наш взгляд, нет смысла перечислять все существующие дефиниции административного иска.

Представляется, что изложенное позволяет следующим образом сформулировать предмет административного иска: это обращенные к суду публично-правовые требования лица, обладающего административной право- и дееспособностью (административного истца) о применении последним способа защиты от неправомерных действий (бездействий), непосредственно влияющих на правовое положение административного истца соответствующего органа власти (административного ответчика).

При этом под способом защиты имеются в виду предусмотренные КАС РФ и иными нормативными актами такие способы, как прекращение, изменение, признание и другие. Рассмотрим соотношение административного и гражданского исков по их основанию. Основание иска — это юридические факты повлекшие спорное правоотношение, то есть жизненные обстоятельства, из-за существования которых истец выдвигает свои требования к ответчику.

  • Эти обстоятельства предоставляют истцу право на защиту своих нарушенных прав и законных интересов в судебном порядке.
  • Правовая конструкция иска как универсального процессуального средства защиты права применяется и в области административного конфликта.
  • На тождество основания административного и гражданского исков указывает Г.Л.

Осокина, которая констатирует, что «защита права или законного интереса против его нарушения — вот то, что позволяет Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 3 63 рассматривать гражданский, уголовный (обвинение) и административный иски как одноплановые процессуальные явления, как разновидности единого родового понятия иска, выступающего в качестве универсального правового инструмента по приведению в действие судебной машины с целью защиты нарушенных или оспоренных прав либо законных интересов»,

Так, согласно пп.4 и 5 ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в исковом заявлении заинтересованному лицу следует ясно обозначить, в чем именно нарушены его права, свободы и законные интересы либо в чем заключается их угроза со ссылкой на обстоятельства и доказательства обосновывающие и подтверждающие исковые требования истца,

Аналогичная норма содержится в пп.4 и 5 ст.125 КАС РФ, в соответствии с которой административный иск должен содержать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение и содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Новое законодательство по рассмотрению дел в порядке административного судопроизводства учитывает реально существующее между участниками правоотношений неравенство и заведомо ставит административного истца в выгодное положение перед административным ответчиком — например, обязанность доказывания ответчиком оспариваемую законность общественно-правовых отношений и нарушения прав (в том числе избирательные права и право на участие в референдуме), свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Результаты эмпирического исследования доказали, что категории «гражданский иск» и «административный иск» имеют общие, присущие им процессуальные признаки, а именно: всегда имеется спор о праве между субъектами; всегда присутствуют стороны — истец и ответчик, обладающие процессуальными правами и обязанностями, интересы которых, естественно, диаметрально противоположны.

Кроме того, исследуемые категории объединяет и то, что процессуальным законодательством закреплены равные процессуальные гарантии, присущие как административному, так и гражданскому судопроизводству, — например, заключение мирового соглашения между сторонами. Истцу предоставлено право заявлять ходатайства об изменении предмета и основания иска либо отказаться от части исковых требований или в целом.

В свою очередь, ответчик управомочен на подачу встречного иска. К общим признакам относятся также процессуальное правопреемство, процессуальное соучастие, замена ненадлежащего ответчика надлежащим. Отметим, что рассмотрение дел в обоих про- 64 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020.

Vol.20. № 3 цессах подчиняется тем постоянным величинам, которые имеют непреходящее значение и присущи процессуальному законодательству в целом, — принципам состязательности и равноправия сторон. Особый интерес вызывает административный иск с присущими исключительно только ему уникальными признаками. Как показывают проведенные исследования, споры, возникающие из публично-правовых правоотношений, обладают определенными нюансами, в отличие от гражданских.

Как уже указывалось, специфический неблагоприятный фактор административных правоотношений — неравное положение спорящих сторон. Обозначенный тезис подтверждает А.В. Торопов, подчеркивая отсутствие «.в административных и г- а » иных публичных правоотношениях в силу их вертикального построения равенства его участников, присущего гражданско-правовым отношениям»,

  1. Это затрудняет реализацию принципа равенства сторон.
  2. С учетом особенностей административного дела КАС РФ истцу предоставляет определенные льготы в виде возложенной на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность в административных делах (в том числе избирательные права и право на участие в референдуме), свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Очевидно, что разница обнаруживается и в объекте защиты. Таким образом, объектом в административном судопроизводстве всегда является требование защиты общественных прав. Административный иск возникает из спорных административных или общественных отношений и является средством защиты субъективных публичных прав или охраняемых законом интересов субъектов публичных правоотношений; в рамках же гражданского разбирательства иск является исключительно средством защиты частного права.

  1. Аналогичной позиции придерживается и В.М.
  2. Корякин, по мнению которого, основное отличие искового производства от производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что в первом случае суд рассматривает спор о праве, возникший между равноправными, автономными, независимыми субъектами, а в административном производстве суд по ходатайству заинтересованного лица (военного) проверяет законность и обоснованность решений и действий органов военного управления и военных должностных лиц.

В то же время стороны такого спора находятся в отношениях власти и подчинения, Таким образом, системный анализ научной доктрины, норм гражданского и административного процесса, материалов судебной практики с учетом особенностей статуса административного истца и административного ответчика позволяет четко выделить критерии разграничения гражданского и административного исков.

Сопоставление этих двух категорий дает право утверждать, что административный иск имеет ярко выраженные, присущие только ему базовые концепты, к числу которых относится, во-первых, возникновение его из спорных административных или общественных отношений (то есть ответ- Вестник Поволжского института управления • 2020.

Том 20. № 3 6 | чиком всегда являются различные ведомства, либо их должностные лица, чиновники); во-вторых, административный иск — это процессуальное средство защиты субъективных публичных прав или охраняемых законом интересов субъектов публичных правоотношений.

  1. Представляется важным сохранить и не умалять роль административного иска как эффективного способа защиты публичных интересов административного истца.
  2. Библиографический список 1.
  3. Конституция Российской Федерации (с изм.
  4. И доп.) // СЗ РФ.2014. № 31.
  5. Ст.4398.2.
  6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г.

№ 21-ФЗ (в ред. от 27 дек.2018 г). URL: http://www.pravo.gov.ru 3. Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс.М., 1952.4. Яковлева А.П. Состязательность административного судопроизводства и активная роль суда // Правовое регулирование в современной России.2015.

  1. 6 (51).С.107-112.5.
  2. Нилова С.В.
  3. Защита субъективных прав и интересов посредством административного иска // Администратор суда.2018.
  4. 1.С.54-56.6.
  5. Лекции по административному праву.
  6. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3827890/ page:3/ 7.
  7. Корякин В.М.
  8. Административный иск как средство защиты нарушенных прав и законных интересов военнослужащих // Право в Вооруженных Силах.2015.

№ 5.С.32-36.8. Рогачева О.С. Административное исковое заявление как средство защиты от незаконных решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями: предпосылки права на предъявление иска // Журнал административного судопроизводства.2016.

  1. 2.9. ТороповА.В.
  2. К вопросу о процессуальной форме рассмотрения дел в административном судопроизводстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета.
  3. Сер.: Право.2013. № 4.10.
  4. Гражданский процесс: учебник для студентов высших юридических учебных заведений / Д.Б.
  5. Абушенко, К.Л.
  6. Брановицкий, В.П.

Воложанин ; отв. ред.В.В. Ярков.10-е изд., перераб. и доп.М., 2017.11. Миронова Ю.В., Хромова А.В. Соотношение гражданского и административного иска: теоретический аспект // Административное право и процесс.2017. № 7.С.65-67.12. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А.

Судебное административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».М., 2017.13. Осокина Г.Л. Иск (теория и практика).М., 2000.14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 26 июля 2019 г.) // СЗ РФ.2002. № 46. Ст.4532.15.

Торопов А.В. Административный иск как процессуальное средство защиты субъективных публичных прав // Адвокатская практика.2013. № 6.С.14-17.66 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol.20. № 3
Читать в источнике

В чем разница между исковым заявлением и заявлением?

Чем же отличается исковое заявление от заявления/жалобы?! ? Юридический Дайджест ( ) wrote, — 23:53:00 Юридический Дайджест — 23:53:00 Category: Часто граждане считают, что два понятия синонимы, хотя и есть общие признаки, однако это не совсем верно. Данные понятия подразумевают официальный документ, устанавливающий, изменяющий и прекращающий какое-либо правоотношение.

Попробуем Вами разобраться, в чем же разница. Во- первых, различия в процессуальном положении субъектов права. Во – вторых, иск подается обязательно в письменной форме с соблюдением всех требований перечисленных в гражданско-процессуальном законодательством РФ (ст.131 ГПК), когда как заявление может быть подано в устной или письменной свободной форме, к нему не предъявляются требования.

В — третьих, различен порядок рассмотрения. ГПК РФ предусматривает рассмотрение и разрешение судом дел до истечения двух месяцев со дня поступления, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (по ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ). Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Судья в течение пяти дней со дня поступления иска в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. Статья 134 предусматривает отказ в принятии иска.Заявление рассматривается государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в течении 30 дневного срока в соответствии ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В четвертых, иск подается когда возникает спор о праве, т.е. любое лицо считающее, что его права и охраняемые законом интересы кем-либо нарушены имеет право обратиться за их защитой в суд (например, в случае посягательства на личную свободу, честь и достоинство, деловую репутацию,имущество и т.д.).

«Крупные страховые компании подписали письмо, которое будет отправлено во все инстанции: Госдуму, ФСФР, Минфин, а также первому вице-премьеру Приговором Благовещенского городского суда Амурской области осужден 24-летний неработающий житель Благовещенска Вячеслав Ф., за совершение 29 января 2013 г. в Госдуму был внесен законопроект N 212688-6 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие

Читать подробнее: Чем же отличается исковое заявление от заявления/жалобы?!
Читать в источнике

Что такое административный иск?

Понятие административного иска и административного искового заявления — КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия). Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий; об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Читать в источнике

Когда обязательно участие представителя по Кас?

54 КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя (адвоката) в административных делах о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, а также в других
Читать в источнике

Кто может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностного лица?

Оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (статья 218 КАС РФ).Административное исковое заявление подается в районный суд в качестве суда первой инстанции по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.Согласно части 2 статьи 85 КАС РФ суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.В соответствии с частью 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов;2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).

Читайте также:  Как Определить Основание И Предмет Иска?

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ). Читать подробнее: Оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти
Читать в источнике

Как называются стороны по делу об административном правонарушении?

Согласно гл.25 КоАП РФ участниками производства по делу об административном правонарушении являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и
Читать в источнике

Что понимается под административным судопроизводством?

Административное судопроизводство заключается в защите прав, сво бод и законных интересов граждан и организаций от незаконных дей ствий органов власти.
Читать в источнике

Что такое Кас в суде?

История принятия — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации принят Государственной думой 20 февраля 2015 года, одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 марта 2015 года, вступил в силу с 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу (согласно Федеральному закону от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» ),
Читать в источнике

Какие документы должны быть приложены к административному исковому заявлению?

Статья 126 КАС РФ. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению

  • 1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
  • 1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
  • 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
  • 3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
  • 4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
  • 5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;
  • 6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
  • 6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
  • 7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме. В положениях ч.1 ст.126 КАС РФ определен перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению. В этих положениях прослеживается ряд аналогий со ст.132 «Документы, прилагаемые к исковому заявлению» ГПК РФ, устанавливающей, что к исковому заявлению прилагаются:

  1. — его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  2. — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  3. — доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
  4. — документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  5. — текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
  6. — доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
  7. — расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ признано утратившим силу положение, предусматривающее необходимость приложения к исковому заявлению текста опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания. В положениях п.п.1 и 2 ч.1 ст.126 КАС РФ видна аналогия с положениями п.п.1 и 2 ч.1 ст.126 АПК РФ, согласно которым к исковому заявлению прилагаются: — уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют (п.1); — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины (п.2).

  • В то же время положения п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ отличаются от соответствующих положений как ГПК РФ, так и АПК РФ.
  • Положения КАС РФ учитывают нововведения ч.7 ст.125 данного Кодекса о праве административного истца, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, и об обязанности административного истца, обладающего такими полномочиями, направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению, определен в ч.1 ст.126 КАС РФ открытым — согласно п.7 прилагаются и иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями данного Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Такие случаи предусмотрены положениями ч.2 ст.246, ст. ст.287, 280, ч.3 ст.209, ст. ст.220, 271, ч.4 ст.275, ч.5 ст.262, ст.266 КАС РФ в отношении административных исковых заявлений об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение либо о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, административного искового заявления, связанного с административным надзором, административных исковых заявлений о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как разъяснено в п.55 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч.7 ст.125 данного Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ); при разрешении вопроса об исполнении административным истцом соответствующей процессуальной обязанности судье необходимо исходить из того, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и, соответственно, требования изложенной нормы права соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (п.1 ст.165.1 части первой ГК РФ).

  • Согласно разъяснениям, данным в п.56 Постановления Пленума ВС России 2016 г.
  • N 36, при устранении лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения, лицо, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, представляет в суд необходимое число копий документов, подтверждающих исправление таких недостатков, а лицо, обладающее названными полномочиями, обеспечивает их вручение (получение) лицам, участвующим в деле (ч.7 ст.125, п.1 ч.1 ст.126, ч.1 ст.130 КАС РФ); указанная обязанность должна быть разъяснена судьей в определении об оставлении административного искового заявления без движения (ч.2 ст.14 КАС РФ).

Положение ч.2 ст.126 КАС РФ закреплено по аналогии с положением ч.2 ст.126 АПК РФ, предусматривающим (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ), что документы, прилагаемые к исковому заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

  1. Положение ч.2 ст.126 КАС РФ (как и иные положения данного Кодекса, предусматривающие электронный документооборот с использованием сети Интернет) в соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г.
  2. N 22-ФЗ (в ред.
  3. Федерального закона от 23 июня 2016 г.
  4. N 220-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2017 г.
  5. Читать подробнее: Статья 126 КАС РФ.

Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению
Читать в источнике

Куда подается встречное административное исковое заявление?

КАС РФ Статья 26. Подсудность нескольких связанных между собой административных дел Подготовлена документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или адресу одного из них по выбору административного истца.

(в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 2. Встречный административный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления. (в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Ст.26 КАС РФ.

Подсудность нескольких связанных между собой административных дел Читать подробнее: КАС РФ Статья 26. Подсудность нескольких связанных между собой административных дел
Читать в источнике

Каковы сроки рассмотрения и разрешения административных дел?

КАС РФ Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел 1. Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.2.

  • По административным делам срок, установленный настоящей статьи, может быть председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц. (в ред.
  • Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей ) 3.
  • Срок, на который административное исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

(часть 3 введена Федеральным от 28.11.2018 N 451-ФЗ) 4. В случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, изменения основания или предмета административного иска течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.
Читать в источнике

В каком случае подается административный иск?

Административный иск подают, когда такая организация нарушает права и законные интересы своим решением, действием, ненормативным актом, иным властным волеизъявлением в пределах предоставленных ему полномочий (решение Уренского районного суда Нижегородской области от 9.01.2020 № 2А-53/2020).
Читать в источнике

Куда подается встречное административное исковое заявление?

КАС РФ Статья 26. Подсудность нескольких связанных между собой административных дел Подготовлена документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или адресу одного из них по выбору административного истца.

  • В ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей ) 2.
  • Встречный административный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления. (в ред.
  • Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Ст.26 КАС РФ.

Подсудность нескольких связанных между собой административных дел Читать подробнее: КАС РФ Статья 26. Подсудность нескольких связанных между собой административных дел
Читать в источнике

Когда обязательно участие представителя по Кас?

54 КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя (адвоката) в административных делах о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, а также в других
Читать в источнике

Каковы сроки рассмотрения и разрешения административных дел?

КАС РФ Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел 1. Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.2.

По административным делам срок, установленный настоящей статьи, может быть председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц. (в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 3. Срок, на который административное исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

(часть 3 введена Федеральным от 28.11.2018 N 451-ФЗ) 4. В случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, изменения основания или предмета административного иска течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.
Читать в источнике