Как Рассчитать Размер Госпошлины В Мировой Суд?

Квитанция на оплату — Платежное поручение можно сформировать самостоятельно с помощью онлайн-сервисов, или взять квитанцию в суде. Форма утверждена Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П. В ней указывается:

  • сумма прописью и цифрами;
  • ИНН, КПП;
  • Ф.И.О. плательщика, банк;
  • ИНН, БИК, КПП, банк получателя.

Обязательно обозначается назначение платежа. Образец квитанции на оплату госпошлины в суд:
Читать в источнике

Сколько стоит госпошлина в мировой суд?

Сколько стоит госпошлина при подаче иска в суд?

Цена иска Размер госпошлины
До 20 000 рублей 4% цены иска, но не менее 400 рублей
От 20 001 рубля до 100 000 рублей 800 рублей + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей
От 100 001 рубля до 200 000 рублей 3 200 рублей + 2% суммы, превышающей 100 000 рублей

Читать в источнике

Как рассчитать размер госпошлины?

Верховный Суд Российской Федерации Исковое заявление имущественного характера, подлежащее оценке Для данного типа заявления необходимо указать сумму исковых требований ():

  • до 20000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей
  • от 20001 рубля до 100000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей
  • от 100001 рубля до 200000 рублей — 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100000 рублей
  • от 200001 рубля до 1000000 рублей — 5200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200000 рублей
  • свыше 1000000 рублей — 13200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 60000 рублей

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы ()
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны ()
  • Общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (если цена иска не превышает 1000000 рублей) ()
  • Истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы (если цена иска не превышает 1000000 рублей) ()
  • Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах (если цена иска не превышает 1000000 рублей) ()
  • Истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей (если цена иска не превышает 1000000 рублей) ()
  • Истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (если цена иска не превышает 1000000 рублей) ()
  • Истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий ()
  • Истцы — по искам о взыскании алиментов ()
  • Истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца ()
  • Истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением ()
  • Истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод ()
  • Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками ()
  • Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей ()
  • Истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка ()
  • Государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) ()
  • Исковое заявление имущественного характера, не подлежащее оценке
  • Исковое заявление неимущественного характера
  • Заявление о выдаче судебного приказа

Для данного типа заявления необходимо указать сумму исковых требований ():

  • до 20000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей ( размер госпошлины составляет 50% от рассчитанной суммы )
  • от 20001 рубля до 100000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей ( размер госпошлины составляет 50% от рассчитанной суммы )
  • от 100001 рубля до 200000 рублей — 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100000 рублей ( размер госпошлины составляет 50% от рассчитанной суммы )
  • от 200001 рубля до 1000000 рублей — 5200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200000 рублей ( размер госпошлины составляет 50% от рассчитанной суммы )
  • свыше 1000000 рублей — 13200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 60000 рублей ( размер госпошлины составляет 50% от рассчитанной суммы )

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы ()
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны ()
  • Общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (если цена иска не превышает 1000000 рублей) ()
  • Истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей (если цена иска не превышает 1000000 рублей) ()
  • Истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий ()
  • Истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка ()
  • Истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов ()
  • Государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) ()
  1. Апелляционная или кассационная жалоба
  2. Исковое заявление о расторжении брака
  3. Заявление об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, ОМС, Государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ
  4. Заявление об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
  5. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными
  6. Заявление по делам особого производства
  7. Заявление о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда
  8. Заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде
  9. Заявление об отмене решения третейского суда
  10. Заявление по делам о взыскании алиментов
  11. Заявление по делам о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца
  12. Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство

Читать подробнее: Верховный Суд Российской Федерации
Читать в источнике

Как рассчитать госпошлину за судебный приказ?

В части 2 статьи 123 ГПК РФ указывается общее правило для расчета госпошлины за выдачу судебного приказа – в данном случае государству нужно оплатить 50% от ставки, предусмотренной для исков. Это правило распространяется, в том числе, и на случаи с задолженностями по ЖКХ.
Читать в источнике

Как оплатить госпошлину в мировом суде?

Как оплатить госпошлину мировому судье? — Сделать это можно, войдя в пункт ‘Суды’ раздела ‘Платежи’ в любой из указанных выше систем ‘Сбербанка’. Для оплаты госпошлины требуется выбрать нужный суд по его региону и наименованию, а реквизиты для платежа банковская система подставит автоматически.
Читать в источнике

Сколько госпошлина на суд?

Для физических лиц — 300 рублей Для организаций — 2 000 рублей
Читать в источнике

Сколько надо оплатить госпошлину в суд?

О госпошлине, взимаемой при подаче ходатайства в суд кассационной инстанции: справедливо или не справедливо Геннадий Нам — адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Государственная пошлина — это платеж в бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых действий, в том числе связанных с выдачей документов (их копий, дубликатов) уполномоченными государственными органами и должностными лицами ( п.1 ст.607 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 г.

  • Далее — Налоговой кодекс).
  • Плательщиками государственной пошлины являются лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий в уполномоченные государственные органы или должностным лицам ( п.1 ст.608 Налогового кодекса).
  • Пункт 1 ст.609 Налогового кодекса содержит полный перечень объектов взимания государственной пошлины, в том числе при обращении в суды о выдаче юридических документов.

В данном перечне отсутствует ходатайство, как самостоятельный объект взимания госпошлины при ее подаче, в кассационную инстанцию Верховного Суда РК. Тем не менее, он подпадает под понятие «иных документов», которое использовано в тексте нормы данной статьи.

Ставки (размеры) госпошлины установлены в ст.610 Налогового кодекса. Поскольку предметом данного исследования является госпошлина, которая подлежит уплате при подаче ходатайства в кассационную инстанцию, то все внимание сконцентрируем на этом вопросе и все что связано с ней. В соответствии с п.2 ст.610 Налогового кодекса, госпошлина при подаче ходатайства в кассационную инстанцию, уплачивается в размере 50 процентов от суммы, подлежащей уплате при подаче в суд искового заявления или заявления предусмотренного п.1 данной статьи.

В п.1 вышеуказанной статьи Налогового кодекса, предусмотрено множество объектов и размеров ставок госпошлины, уплата которых дифференцирована в зависимости от субъектов, которые должны их уплачивать. Для удобства и конкретики, возьмем только размеры госпошлины с исковых заявлений имущественного характера для физических и юридических лиц.

Все остальные размеры ставок госпошлины и объекты их взимания оставим, т.к. все что будет касаться физических и юридических лиц, подходит и к другим лицам и объектам, которые обязаны уплатить пошлины. В соответствии с пп.1) п.1 ст.610 Налогового кодекса, размер госпошлины при подаче в суд искового заявления имущественного характера для физических лиц, составляет 1 процент от суммы заявленного иска, для юридических лиц — 3 процента от суммы иска.

С учетом вышеизложенного следует, что при подаче ходатайства о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции вступивших в законную силу в суд кассационной инстанции, то госпошлина взимается в половинном размере от суммы госпошлины, которая была уплачена истцом при подаче искового заявления, т.е.

Это составит 50 процентов. При этом, следует иметь ввиду, что кассационная инстанция не рассматривает в порядке кассации имущественные споры, если цена иска для физических лиц будет менее 2 000 месячных расчетных показателей (МРП), для юридических лиц менее 30 000 МРП (п.3) ч.2 ст.434 ГПК РК). Необходимо отметить, что норма изложена в императивной форме и расширительному толкованию не подлежит.

Например, при цене иска 80 000 000 тенге, что больше 30 000 МРП (1 МРП в 2018 г. составляет 2 405 тенге): — госпошлина при подаче искового заявления для юридического лица из расчета в 3 процента, составит 2 400 000 тенге (80 000 000:100х3=2 400 000); — госпошлина при обращении в кассационную инстанцию для юридического лица составит 1 200 000 тенге (2 400 000:2=1 200 000), т.е.50 процентов от суммы в 2 400 000 тенге.

Здесь уместно отметить, что уплата пошлины при подаче жалобы в суд апелляционной инстанции, на решение суда первой инстанции, Налоговым кодексом не предусмотрена. Государственная пошлина подлежит оплате до подачи ходатайства. Подтверждением такой уплаты будет квитанция банка или платежное поручение банка о перечислении конкретной суммы, чеки и другие бумажные и электронные документы, выдаваемые при осуществлении платежей с соблюдением требований Закона РК «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 г., в том числе посредством платежного шлюза «электронного правительства», электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств, с помощью которых осуществляются платежи, на соответствующий бюджетный счет.

Неуплата госпошлины, отсутствие квитанции, платежного поручения, чека и др. бумажных или электронных документов подтверждающих уплату госпошлины, будет основанием для отказа в принятии ходатайства, следовательно отказа в его рассмотрении. При рассмотрении дела в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК (кассационной инстанции) и вынесении соответствующего постановления, госпошлина будет считаться списанной в доход государства.

Если же стороны заключат мировое либо партисипативное соглашение, то госпошлина возвращается из госбюджета в половинном размере (50 процентов) от суммы уплаченной пошлины, при подаче ходатайства в кассационную инстанцию стороне, которая ее уплатила ( п.2 ст.115 ГПК РК). В нашем примере, возврату подлежит 600 000 тенге (1 200 000:2=600 000).

Вторая половина суммы, а это будет 600 000 тенге, то это плата за оказание содействия судом сторонам процесса в их примирении. В связи с этим возникает вопрос, почему за оказание содействия примирения в суде кассационной инстанции, необходимо платить госпошлину.

  • Ведь в соответствии с той же ч.2 ст.115 ГПК РК, в случае примирения сторон конфликта в суде первой или апелляционной инстанции, ранее уплаченная госпошлина возвращается в полном размере.
  • Полагаю, что взыскание госпошлины за примирение сторон на стадии кассации, не совсем справедливо.
  • Тем не менее, посредством возврата госпошлины, хотя и частично, государство стимулирует стороны процесса, в частности ту сторону, не в пользу которой вынесены судебные акты местными судами, к разрешению дела миром.

При заключении мирового либо партисипативного соглашения на стадии кассации, до ухода состава суда в совещательную комнату, судом выносится постановление которым утверждается то или иное соглашение и в ней же указывается об отмене всех вынесенных по делу судебных актов, о прекращении судебного разбирательства в связи с заключением соответствующего соглашения и о возврате госпошлины в размере 50 процентов, от суммы пошлины уплаченной при подаче ходатайства.

Однако, в большинстве случаев, ходатайства лиц о пересмотре судебных актов вынесенных местными судами и вступивших в законную силу, не доходят до соответствующей судебной коллегии (инстанции). Дело в том, что согласно ст.443 ГПК РК, кассационные ходатайства предварительно рассматриваются одним из судьей этой инстанции, единолично.

В ходе такого предварительного рассмотрения ходатайства, судья которому распределено к рассмотрению то или иное ходатайство, после его прочтения определяет следующее: — наличие оснований для возвращения ходатайства лицу, подавшему его ( ч.1 ст.442 ГПК РК); — наличие или отсутствие оснований к истребованию судебного дела (гражданского дела) (ст.443 ГПК РК).

Читайте также:  Как Распечатать Квитанцию Об Оплате Госпошлины Через Госуслуги?

При этом, судья принимает то или иное решение, особенно об истребовании гражданского дела исходя из личного восприятия и субъективной оценки содержания кассационного ходатайства, прочтения решения суда и постановления апелляционной судебной коллегии. Как правило, судья отдает предпочтение содержанию решения суда исходя из того, что оно прошло проверку через суд апелляционной инстанции.

Хотя лицо подавшее ходатайство либо его представитель приводит в ходатайстве доводы о том, что именно в решении суда искажены факты или взяты за основу одни доказательства, при этом другие доказательства проигнорированы, что показания свидетелей изложены не верно либо неправильно интерпретированы нормы материального права судьей, что привело к неверному выводу и постановлению незаконного акта.

  • Суд же апелляционной инстанции не дал должной оценки доводам апеллятора, в силу чего неправосудное решение вступило в законную силу.
  • Подтвердить же эти доводы возможно только при изучении протокола судебных заседаний.
  • Однако, поскольку протоколы судебных заседаний в суде первой инстанции не ведутся в бумажном носителе, а в электронном виде (аудио,-видео запись), они зачастую не прилагаются как к ходатайству, так и к материалам дела, то приводимые доводы подтвердить средствами аудио,-видео фиксации, не возможно.

Если же они прилагаются, то их судья кассационной инстанции не прослушивает, поэтому доводы подателя ходатайства воспринимаются с предубеждением (недоверием). Полномочия судьи в процессе предварительного рассмотрения ходатайства предусмотрены в ст.443 ГПК РК и они весьма ограничены.

Допустим, что судья принял решение истребовать из местного суда само гражданское дело для изучения и сопоставления с доводами изложенными в ходатайстве. После этого, он назначает дату и время рассмотрения ходатайства с вызовом в Верховный Суд РК лица, подавшего ходатайство либо его представителя. Как правило, судья не выслушивает доводы лица подавшего ходатайство мотивируя тем, что он уже ознакомился с содержанием ходатайства.

Поэтому предлагает ему изложить новые доводы, которые не изложены были ранее в ходатайстве. Если нет дополнительных доводов, судья просит его покинуть зал (комнату) в которой провел предварительное слушание. Оставшись один, через непродолжительное время приглашает это лицо войти в комнату и объявляет, какое решение он принял.

  • При этом, оглашение принятого им постановления, присутствующий должен выслушать стоя.
  • Наблюдая за этим ритуалом, не понятен смысл уединения судьи.
  • Ведь решение для себя, он уже принял.
  • Во всяком случае, до начала слушания, у него уже сложилось готовое мнение.
  • Проведя же слушание формально и затем оставаясь наедине, тем самым создает видимость того, что раздумывал над тем, какое решение следует принять.

Полагаю, что соблюдение данного ритуала заменяет соблюдение беспристрастности, поскольку оставаясь наедине якобы в совещательной комнате, судья принимает объективное и справедливое решение, без какого-либо воздействия из вне. Считаю, что все эти действия ни к чему, тем более что ГПК РК подобное от судьи не требует.

Также нет правового обоснования для выслушивания принятого судьей постановления стоя. Если только исходя из вежливости. Но вежливость — категория нравственная, а не правовая. ГПК РК не содержит норм, регламентирующих порядок проведения предварительного рассмотрения ходатайства судьей. В ст.443 ГПК РК который называется «Предварительное рассмотрение ходатайства», даже не употребляется понятие «заседание».

Заседание — это форма проведения какого-либо мероприятия на котором обсуждаются те или иные вопросы. Как правило, порядок заседания и принимаемое на ней решение, детально регламентируется определенными нормами. Особенно, если это касается судебного заседания.

  • Из изложенного можно сделать вывод, что процедура предварительного рассмотрения ходатайства четко не формализована, в силу чего ее можно проводить по усмотрению самого судьи.
  • Фактически, это нечто похожее на личный прием должностным лицом государства очередного просителя.
  • Только в роли должностного лица, выступает судья.

Однако, чтобы показать в чем отличие между должностным лицом государства и судьей, то последний проводит слушание подобно тому, как это делает суд кассационной инстанции, но в сильно упрощенном виде. Не определен в ГПК РК и правовой статус лица подавшего ходатайство или его представителя.

  • В частности, какие у него имеются права и обязанности, что может и чего не может делать в ходе рассмотрения его ходатайства, а также о его юридической ответственности.
  • Например, может ли это лицо быть привлечено к административной ответственности за неуважение к суду, если он будет пререкаться с судьей, спорить с ним или выскажет недовольство принятым им решением и пр.

( ст.653 КоАП РК). Далее, а как надлежит именовать такое лицо. Именовать его кассатором не правильно, т.к. таковым будет лицо прошедшее предварительное рассмотрение ходатайства и допущенное в суд кассационной инстанции. Наиболее подходящее и приемлемое ему имя, это ходатай.

  • Синоним этому слову — проситель.
  • Не определена и правовая природа выносимого судьей постановления.
  • В частности, решение принятое судье по результатам предварительного рассмотрения ходатайства, окончательное или нет.
  • А с какого момента оно вступает в юридическую силу, с момента оглашения или спустя определенное время.

И главное, подлежит ли обжалованию это постановление. Если подлежит, то в течении какого срока и в какую судебную инстанцию и пр.? Если исходить из смыслового содержания того, что судья предварительно рассматривает ходатайство, то исходя из логики следует, что принимаемое им решение, также предварительное, т.е.

  • Не окончательное.
  • Поскольку оно не окончательное, то должен быть какой-то орган стоящий над ним, правомочный пересмотреть принятое им постановление.
  • Одним словом, институт предварительного рассмотрения ходатайства судьей кассационной инстанции не совсем продуман и не вписывается трехзвенную модель судопроизводства к которой перешел Казахстан.

Бывая в Верховном Суде РК и наблюдая за работой судей по рассмотрению ходатайств, примерно из десяти таких предварительных рассмотрений, пропускаются в кассационную инстанцию только одно ходатайство. Остальные девять ходатайств, отклоняются. В связи с этим возникает вопрос, а почему в таком случае не возвращаются госпошлины всем тем лицам, которым отказано в принятии и рассмотрении ходатайств о пересмотре судебных актов вступивших в законную силу, поскольку по существу их дело не рассмотрено в порядке кассации.

  • Как было сказано выше, госпошлина это платеж в бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых действий уполномоченными государственными органами и должностными лицами.
  • В нашем случае уполномоченным государственным органом будет Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РК, а юридически значимым действием — это сама процедура рассмотрения дела с вынесением постановления этой судебной коллегией (кассационной инстанцией).

Судья же, который предварительно рассмотрел ходатайство, не является ни уполномоченным органом, т.е. судом кассационной инстанции, ни тем более должностным лицом, правомочным рассматривать само гражданское дело и разрешать спорный вопрос по существу. Его постановление не обладает такой же юридической силой, как постановление суда кассационной инстанции.

  • К слову, если он вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, то имеется способ преодолеть этот барьер.
  • Например, подать другое ходатайство на имя Председателя Верховного Суда РК или Генеральному прокурору РК о принесении ими представления или протеста на предмет пересмотра судебных актов местных судов ( ч.2 ст.435 ГПК РК).

Поданные этими лицами представления или протесты, не подлежат предварительному рассмотрению судьей кассационной инстанции. По ним сразу же выносится постановление о принятии представления или протеста и о начале рассмотрения судом кассационной инстанции оспариваемых судебных актов местных судов, по существу.

Правда и в данном вопросе не все отрегулировано и четко прописано в ГПК РК. Так, в практике автора имел место такой случай. Было подано ходатайство на имя Председателя Верховного Суда РК о внесение им представления в кассационную инстанцию на предмет отмены судебных актов местных судов. Однако, вместо ожидаемого постановления, получен был обычный письменный ответ-уведомление от председателя Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК о том, что поводов и оснований к принятию и рассмотрению ходатайства нет.

Подобным ответом был сильно обескуражен. Во-первых, поскольку ходатайство было адресовано не ему, а процессуальному лицу которым является Председатель Верховного Суда РК, то почему именно последний не подготовил ответ. Во-вторых, это было не постановление, а обычное письмо-уведомление, правда на официальном бланке.

  1. Вместе с тем возник вопрос, а почему госпошлина не возвращена? Ответа нет и никто не знает, как он подлежит разрешению практически и в соответствии с какими правовыми актами.
  2. Не регламентировано это и Нормативным постановлением Верховного Суда РК «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» от 2006 г.

с изменениями и дополнениями. К слову, в данном Нормативном постановлении даются ссылки на статьи Налогового кодекса в редакции от 10 декабря 2008 г., который утратил юридическую силу 01 января 2018 г. С 01 января 2018 г. действует новый Налоговый кодекс, нумерация статей которого не совпадает с нумерацией и содержанием статей старого Налогового кодекса.

Более того, такой нормы как ст.548 Налогового кодекса 2008 г., регламентировавшей возврат уплаченных сумм государственной пошлины, в новом Налоговом кодексе, нет. Поэтому вышеуказанное Нормативное постановление Верховного Суда РК, надлежит привести в соответствии с положениями нового Налогового кодекса.

Поскольку предварительное рассмотрение ходатайства одним из судей кассационной инстанции не является юридически и фактически рассмотрением гражданского дела по существу, тогда непонятно почему за это должна взыматься госпошлина. Более того, в ГПК РК используется понятие «предварительное рассмотрение ходатайства» судьей кассационной инстанции, т.е.

единолично. Но это не тождественно другому понятию — «проведение судебного заседания коллегиально». Процедура проведения судебного заседания кассационной инстанции прописана в ст.450 ГПК РК. В частности, дело рассматривается коллегиально, в составе не менее 3 судей ( ч.1 ст.437 ГПК РК). В исключительных случаях предусмотренными ч.2 ст.435 и ч.6 ст.438 ГПК РК, дело рассматривается коллегиальным составом не менее 7 судей ( ч.2 ст.437 ГПК РК).

Как правило, председательствует на ней сам председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК либо по его распоряжению, один из судей этой коллегии. Судебное заседание проходит в режиме состязательности, с особенностями для суда этой инстанции.

Это означает, что подлежит вызову и выслушивается мнение другой стороны гражданского дела, а также третьего лица с самостоятельным требованием (интересом) на предмет спора либо не имеющего такого интереса, если таковые имеются, в том числе любое лицо чьи интересы затрагиваются оспариваемыми судебными актами.

Данные лица готовят и представляют в суд письменные отзывы, в которых высказывают свое мнение и правовые основания опровергающие доводы изложенные в ходатайстве ( ст.446 ГПК РК). В обязательном порядке участвует в заседании суда представитель надзорного органа (Генеральной прокуратуры РК).

Он, после заслушивания мнений сторон процесса и заинтересованных лиц, дает свое заключение. Несмотря на то, что его заключение не имеет для суда обязательной силы, тем не менее, он с позиции незаинтересованного лица, высказывает объективное мнение относительно того, правовая позиция какой из сторон процесса является правильной и соответствует положениям примененного закона (материального и процессуального), а также подлежит ли удовлетворению ходатайство или нет.

Как правило, к мнению прокурора суд прислушивается. Особенностью суда кассационной инстанции является и то, что он «в интересах законности вправе выйти за пределы ходатайства и проверить законность обжалованного, опротестованного судебного акта в полном объеме» ( ч.2 ст.449 ГПК РК).

  • Это гарантия того, что дело тщательно изучается не только с позиции сторон процесса, но и на предмет не было ли иных нарушений действующего законодательства местными судами, которые влекут отмену постановленных ими судебных актов, либо изменение принятых этими судами актов и пр.
  • Как было сказано выше, процедура проведения судебного заседания носит не формальный, а обязательный характер.

Не соблюдение этой процедуры, влечет за собой определенные правовые последствия. Так, открывая судебное заседание, председательствующий объявляет, какое дело рассматривается, по чьей инициативе оно начато, состав коллегии и кто ее возглавляет, доверяют ли стороны процесса коллегии и имеются ли отводы и пр.

  • В обязательном порядке разъясняется сторонам процесса их права и обязанности, в том числе их право завершить дело миром, с заключением мирового или партисипативного соглашения, со всеми вытекающими из этого последствиями (ст.447, ч.1 ст.450 ГПК РК).
  • В частности, возврата половины суммы от размера уплаченной пошлины.

И только при отказе от этого предложения, суд продолжает рассматривать дело по существу, начатое по ходатайству кассатора оспаривающего судебные акты, вынесенные местными судами. Ничего из вышеперечисленного не полномочен делать судья, который рассматривает ходатайство, причем предварительно.

  • К слову, использование в тексте статьи слова «предварительно» означает, что выводы и принимаемое им решение неокончательное.
  • Такой, который может быть изменен, пересмотрен и отмен (См.: Т.В. Ефремова.
  • Новый словарь русского языка.
  • Толково-словообразовательный.М., 2000, в 2 т.).
  • Фактически, судья выступает в статусе контролера-распределителя, который осуществляет отсев субъектов обращения в кассационную инстанцию с тем, чтобы снизить нагрузку на нее либо отсечь ходатайства с явными юридическими пороками или подлежащие возвращению адресату, по основаниям, предусмотренным в ч.1 ст.442 ГПК РК.

Поскольку ходатайство не удовлетворено и дело не рассмотрено судом, т.е. кассационной инстанцией и отклонено на этапе предварительного рассмотрения, то по логике и справедливости, госпошлина должна быть возвращена лицу, который ее уплатил. Ведь судья, который выставил преграду и заблокировал дальнейшее продвижение ходатайства, тем самым не допустил ходатая либо представляемое им лицо в кассационную инстанцию.

  • Этим он фактически отказал этим лицам в получении юридической услуги, т.е.
  • В пересмотре судебных актов вступивших в законную силу, в порядке кассации.
  • Поскольку такая услуга не оказана, то и оставлять в бюджете госпошлину, оснований нет.
  • Подобные сборы именуемые госпошлиной, составляют сотни миллионов тенге в год.

Это не только не справедливо, но и не соответствует принципу общей законности. Полагаю, что с позиций указанных выше принципов, надлежит внести соответствующие изменения и дополнения в ГПК РК и Налоговый кодекс. Так, при отказе судьи предварительно рассмотревшего ходатайство о передаче самого ходатайства вместе с гражданским делом в кассационную инстанцию, уплаченная госпошлина должна быть возвращена лицу, который ее оплатил в полном размере.
Читать в источнике

Нужно ли платить госпошлину при подаче заявления в суд?

Как оплатить госпошлину за обращение в суд? — При обращении в суд с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой заявитель должен уплатить госпошлину, Платить госпошлину можно несколькими способами:

Через банк. Заходим на сайт суда, в который намерены обратиться, и выбираем «Справочная информация». Через банкомат. Онлайн.

Читать в источнике

Где посмотреть госпошлины?

Как проверить оплату госпошлины? Госпошлина является обязательным платежом, который совершается с целью оплаты услуг специально уполномоченных учреждений, отвечающих за выполнение определенных действий в интересах юридических или физических лиц. Оплата госпошлины, как правило, необходима в процессе оформления национального или заграничного паспорта, а также водительского удостоверения.

  1. Данный платеж осуществляют и для официального заключения брака.
  2. Как проверить оплату госпошлины за паспорт РФ Как проверить оплату госпошлины за загранпаспорт Как проверить оплату госпошлины за водительское удостоверение Как проверить оплату госпошлины за заключение брака Как проверить оплату госпошлины онлайн Оплата госпошлины обычно осуществляется в отделениях коммерческих банков или Сбербанка России.
Читайте также:  Можно Ли Оплатить Госпошлину На Месте?

Для оплаты также могут использоваться специальные платежные терминалы. Они размещаются во все тех же банках. Помимо этого, они могут быть установлены непосредственно в тех учреждениях, в пользу которых необходимо совершить платеж. В некоторых случаях оплату государственной пошлины можно осуществлять в отделениях Почты России.

  • Подтверждением оплаты госпошлины является квитанция с подлинной отметкой банка, в котором был осуществлен платеж.
  • Данная квитанция остается действительной на протяжении трех лет с момента уплаты необходимой суммы.
  • Если оплата осуществляется в специальном терминале, то плательщик также должен сохранить полученную квитанцию.

Для того чтобы получить паспорт гражданина РФ, необходимо совершить ряд обязательных платежей. Одним из таких платежей является оплата государственной пошлины. Для совершения этого платежа в банке или терминале самообслуживания необходимо иметь при себе квитанцию в бумажном виде.

  1. В этой квитанции должны быть указаны реквизиты как плательщика, так и получателя.
  2. Перед оплатой следует еще раз внимательно проверить правильность всех имеющихся реквизитов.
  3. Оплата может быть совершена и в режиме онлайн.
  4. Для этого необходимо использовать сайт той государственной организации, в услугах которой нуждается плательщик.

Это может быть ФНС, ГИБДД, ЗАГС и т.д. Для оплаты потребуется квитанция в электронном виде с указанием всех необходимых реквизитов. После совершения оплаты плательщик получит электронную квитанцию, которую следует распечатать и предоставить непосредственно в ФМС. Как Рассчитать Размер Госпошлины В Мировой Суд Оплата и проверка госпошлины в режиме онлайн
Читать в источнике

Кто устанавливает размер госпошлины?

Понятие государственной пошлины — В ст.333.16 второй части Налогового кодекса РФ закреплено, что госпошлина — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, органы публичной власти за совершение юридически значимых действий.

  • Такие действия перечислены законодательством, для каждого из них установлен свой размер платы с заявителя в пользу государства.
  • Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ.
  • Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины.

Но большая часть средств зачисляется в местные бюджеты. Закон устанавливает виды и порядок уплаты государственной пошлины, госорганы не вправе самостоятельно устанавливать дополнительные платежи, не указанные в НК РФ. В нормах Бюджетного кодекса РФ указано, какой это налог — государственная пошлина: федеральный.

  1. По общему принципу, изложенному в ст.50 БК РФ, в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлина, для которой не установлено правило зачисления в региональный бюджет.
  2. На практике, исходя из ст.61.1-61.6, это означает, что большинство средств поступает в местный бюджет субъекта РФ.
  3. В федеральный бюджет попадают суммы, уплаченные за рассмотрение дела в арбитражном, Верховном или Конституционном суде, за регистрацию юридических лиц или регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юрлиц.

В соответствии с законодательством, когда взыскивается госпошлина в доход местного бюджета по решению суда, это законно, хотя налог и является федеральным. Таким образом, общая характеристика государственной пошлины сводится к основному показателю: налог уплачивают при обращении в госорганы.
Читать в источнике

В каком объеме платится госпошлина при подаче заявления о вынесении судебного приказа?

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Госпошлина при подаче заявления о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов — Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: «Все о взыскании алиментов. Теория и практика: научно-практическое пособие» (Беспалов Ю.Ф.) («Проспект», 2020) Статья 123 ГПК РФ предусматривает уплату 50% госпошлины при подаче заявления о выдаче судебного приказа.

Надо полагать, что данная норма с учетом ст.333.36 НК РФ не применяется к требованиям о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов на ребенка. Суды должны учитывать и разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», а также Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г.

N 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» (в ред.
Читать в источнике

Как узнать сумму судебного приказа?

Как информируют о приказе приставы — Для пристава должник является самым важным участником производства. Поэтому закон № 229-ФЗ обязывает сотрудника ФССП:

  • направлять должнику копию постановления о возбуждении дела (помимо прочего, в содержании постановления будет указан номер судебного акта и дата его вынесения);
  • размещать информацию о каждом производстве в Банке данных на портале ФССП;
  • предоставлять должнику материалы дела для ознакомления, давать информацию по запросу по почте, через госуслуги или на личном приеме.

Найти судебный приказ нужно по его номеру Сделать это реально через поиск в карточке дела на сайте суда, в Банке данных на портале ФССП. Ознакомиться с содержанием приказа можно в материалах судебного дела или исполнительного производства. Копию приказа можно получить в ФССП или в мировом суде.
Читать в источнике

Кто освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд?

В каком случае не платится госпошлина в суд? — На усмотрение суда от уплаты государственной пошлины может быть освобожден любой истец или ответчик, находящийся в тяжелом материальном положении (ст.333.20; 333.22 НК РФ). Также судья вправе уменьшить ее размер, или предоставить гражданину отсрочку, либо рассрочку (на 1 год) по уплате (ст.333.41 НК РФ). Как Рассчитать Размер Госпошлины В Мировой Суд
Читать в источнике

Сколько стоит госпошлина за подачу искового заявления в суд?

Сколько стоит госпошлина за исковое заявление в суд?

Цена иска Размер госпошлины
До 20 000 рублей 4% цены иска, но не менее 400 рублей
От 20 001 рубля до 100 000 рублей 800 рублей + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей
От 100 001 рубля до 200 000 рублей 3 200 рублей + 2% суммы, превышающей 100 000 рублей

Читать в источнике

Какие суммы рассматривает мировой суд?

Какие гражданские иски рассматривают мировые судьи? — В ГПК РФ приведен перечень гражданских дел, которые рассматриваются мировыми судьями:

  • расторжение брака при отсутствии споров о детях;
  • раздел имущества стоимостью ниже 50 000 руб.;
  • имущественные споры;
  • конфликты между работником и работодателем;
  • споры о пользовании имуществом;
  • задолженности по оплате налогов, сборов, услуг ЖКХ.

Судья может рассматривать заявления по спорам, возникающим из семейно-правовых отношений, за исключением:

  • установление отцовства;
  • лишение родительских прав;
  • усыновление несовершеннолетнего;
  • признание регистрации отношений недействительной.

Судья принимает заявление о разводе от супругов только в случае, если у них нет споров о содержании, воспитании, месте проживания совместных несовершеннолетних детей. Если родители не достигли взаимопонимания, то конфликт разрешается в районном суде. Справка! Мировой судья может решать только частные трудовые споры.

Коллективные иски к работодателю подаются в Верховный суд. Должностное лицо рассматривает дела, касающиеся защиты прав потребителей, если цена иска не превышает 100 000 руб. (ст.3 Закона № 188-ФЗ). В компетенции мирового судьи пересмотр принятых им решений, которые уже вступили в силу, если открылись новые обстоятельства.

Изменения в предмете иска, подача ответчиком встречного заявления или появление в деле третьей заинтересованной стороны являются поводом передачи дела в подсудность районного суда. Ходатайство будет рассматриваться в высшей инстанции в случае, если объединено несколько исков.

Так, спор между работодателем и сотрудником по задолженности будет рассматриваться мировым судьей. Но если истец подаст иск о восстановлении его на рабочем месте, то оба дела будут объединены и переданы под юрисдикцию районного суда. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности дела запрещены на законодательном уровне.

Мировой судья принимает заявления, если по сумме иска не превышен предел в 50 000 руб. Исключение составляют дела, касающиеся нарушения прав потребителей. Их стоимость может достигать 100 000 руб.
Читать в источнике

В каком случае не платится госпошлина в суд?

Как вернуть деньги за госпошлину в суд? — Заявление о возврате госпошлины подается в тот же суд, который рассмотрел гражданское дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Читать в источнике

Сколько надо оплатить госпошлину в суд?

О госпошлине, взимаемой при подаче ходатайства в суд кассационной инстанции: справедливо или не справедливо Геннадий Нам — адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Государственная пошлина — это платеж в бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых действий, в том числе связанных с выдачей документов (их копий, дубликатов) уполномоченными государственными органами и должностными лицами ( п.1 ст.607 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 г.

Далее — Налоговой кодекс). Плательщиками государственной пошлины являются лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий в уполномоченные государственные органы или должностным лицам ( п.1 ст.608 Налогового кодекса). Пункт 1 ст.609 Налогового кодекса содержит полный перечень объектов взимания государственной пошлины, в том числе при обращении в суды о выдаче юридических документов.

В данном перечне отсутствует ходатайство, как самостоятельный объект взимания госпошлины при ее подаче, в кассационную инстанцию Верховного Суда РК. Тем не менее, он подпадает под понятие «иных документов», которое использовано в тексте нормы данной статьи.

Ставки (размеры) госпошлины установлены в ст.610 Налогового кодекса. Поскольку предметом данного исследования является госпошлина, которая подлежит уплате при подаче ходатайства в кассационную инстанцию, то все внимание сконцентрируем на этом вопросе и все что связано с ней. В соответствии с п.2 ст.610 Налогового кодекса, госпошлина при подаче ходатайства в кассационную инстанцию, уплачивается в размере 50 процентов от суммы, подлежащей уплате при подаче в суд искового заявления или заявления предусмотренного п.1 данной статьи.

В п.1 вышеуказанной статьи Налогового кодекса, предусмотрено множество объектов и размеров ставок госпошлины, уплата которых дифференцирована в зависимости от субъектов, которые должны их уплачивать. Для удобства и конкретики, возьмем только размеры госпошлины с исковых заявлений имущественного характера для физических и юридических лиц.

Все остальные размеры ставок госпошлины и объекты их взимания оставим, т.к. все что будет касаться физических и юридических лиц, подходит и к другим лицам и объектам, которые обязаны уплатить пошлины. В соответствии с пп.1) п.1 ст.610 Налогового кодекса, размер госпошлины при подаче в суд искового заявления имущественного характера для физических лиц, составляет 1 процент от суммы заявленного иска, для юридических лиц — 3 процента от суммы иска.

С учетом вышеизложенного следует, что при подаче ходатайства о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции вступивших в законную силу в суд кассационной инстанции, то госпошлина взимается в половинном размере от суммы госпошлины, которая была уплачена истцом при подаче искового заявления, т.е.

это составит 50 процентов. При этом, следует иметь ввиду, что кассационная инстанция не рассматривает в порядке кассации имущественные споры, если цена иска для физических лиц будет менее 2 000 месячных расчетных показателей (МРП), для юридических лиц менее 30 000 МРП (п.3) ч.2 ст.434 ГПК РК). Необходимо отметить, что норма изложена в императивной форме и расширительному толкованию не подлежит.

Например, при цене иска 80 000 000 тенге, что больше 30 000 МРП (1 МРП в 2018 г. составляет 2 405 тенге): — госпошлина при подаче искового заявления для юридического лица из расчета в 3 процента, составит 2 400 000 тенге (80 000 000:100х3=2 400 000); — госпошлина при обращении в кассационную инстанцию для юридического лица составит 1 200 000 тенге (2 400 000:2=1 200 000), т.е.50 процентов от суммы в 2 400 000 тенге.

Здесь уместно отметить, что уплата пошлины при подаче жалобы в суд апелляционной инстанции, на решение суда первой инстанции, Налоговым кодексом не предусмотрена. Государственная пошлина подлежит оплате до подачи ходатайства. Подтверждением такой уплаты будет квитанция банка или платежное поручение банка о перечислении конкретной суммы, чеки и другие бумажные и электронные документы, выдаваемые при осуществлении платежей с соблюдением требований Закона РК «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 г., в том числе посредством платежного шлюза «электронного правительства», электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств, с помощью которых осуществляются платежи, на соответствующий бюджетный счет.

Неуплата госпошлины, отсутствие квитанции, платежного поручения, чека и др. бумажных или электронных документов подтверждающих уплату госпошлины, будет основанием для отказа в принятии ходатайства, следовательно отказа в его рассмотрении. При рассмотрении дела в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК (кассационной инстанции) и вынесении соответствующего постановления, госпошлина будет считаться списанной в доход государства.

Если же стороны заключат мировое либо партисипативное соглашение, то госпошлина возвращается из госбюджета в половинном размере (50 процентов) от суммы уплаченной пошлины, при подаче ходатайства в кассационную инстанцию стороне, которая ее уплатила ( п.2 ст.115 ГПК РК). В нашем примере, возврату подлежит 600 000 тенге (1 200 000:2=600 000).

Вторая половина суммы, а это будет 600 000 тенге, то это плата за оказание содействия судом сторонам процесса в их примирении. В связи с этим возникает вопрос, почему за оказание содействия примирения в суде кассационной инстанции, необходимо платить госпошлину.

Ведь в соответствии с той же ч.2 ст.115 ГПК РК, в случае примирения сторон конфликта в суде первой или апелляционной инстанции, ранее уплаченная госпошлина возвращается в полном размере. Полагаю, что взыскание госпошлины за примирение сторон на стадии кассации, не совсем справедливо. Тем не менее, посредством возврата госпошлины, хотя и частично, государство стимулирует стороны процесса, в частности ту сторону, не в пользу которой вынесены судебные акты местными судами, к разрешению дела миром.

При заключении мирового либо партисипативного соглашения на стадии кассации, до ухода состава суда в совещательную комнату, судом выносится постановление которым утверждается то или иное соглашение и в ней же указывается об отмене всех вынесенных по делу судебных актов, о прекращении судебного разбирательства в связи с заключением соответствующего соглашения и о возврате госпошлины в размере 50 процентов, от суммы пошлины уплаченной при подаче ходатайства.

  • Однако, в большинстве случаев, ходатайства лиц о пересмотре судебных актов вынесенных местными судами и вступивших в законную силу, не доходят до соответствующей судебной коллегии (инстанции).
  • Дело в том, что согласно ст.443 ГПК РК, кассационные ходатайства предварительно рассматриваются одним из судьей этой инстанции, единолично.
Читайте также:  Кого Могут Уволить Во Время Войны?

В ходе такого предварительного рассмотрения ходатайства, судья которому распределено к рассмотрению то или иное ходатайство, после его прочтения определяет следующее: — наличие оснований для возвращения ходатайства лицу, подавшему его ( ч.1 ст.442 ГПК РК); — наличие или отсутствие оснований к истребованию судебного дела (гражданского дела) (ст.443 ГПК РК).

При этом, судья принимает то или иное решение, особенно об истребовании гражданского дела исходя из личного восприятия и субъективной оценки содержания кассационного ходатайства, прочтения решения суда и постановления апелляционной судебной коллегии. Как правило, судья отдает предпочтение содержанию решения суда исходя из того, что оно прошло проверку через суд апелляционной инстанции.

Хотя лицо подавшее ходатайство либо его представитель приводит в ходатайстве доводы о том, что именно в решении суда искажены факты или взяты за основу одни доказательства, при этом другие доказательства проигнорированы, что показания свидетелей изложены не верно либо неправильно интерпретированы нормы материального права судьей, что привело к неверному выводу и постановлению незаконного акта.

  • Суд же апелляционной инстанции не дал должной оценки доводам апеллятора, в силу чего неправосудное решение вступило в законную силу.
  • Подтвердить же эти доводы возможно только при изучении протокола судебных заседаний.
  • Однако, поскольку протоколы судебных заседаний в суде первой инстанции не ведутся в бумажном носителе, а в электронном виде (аудио,-видео запись), они зачастую не прилагаются как к ходатайству, так и к материалам дела, то приводимые доводы подтвердить средствами аудио,-видео фиксации, не возможно.

Если же они прилагаются, то их судья кассационной инстанции не прослушивает, поэтому доводы подателя ходатайства воспринимаются с предубеждением (недоверием). Полномочия судьи в процессе предварительного рассмотрения ходатайства предусмотрены в ст.443 ГПК РК и они весьма ограничены.

Допустим, что судья принял решение истребовать из местного суда само гражданское дело для изучения и сопоставления с доводами изложенными в ходатайстве. После этого, он назначает дату и время рассмотрения ходатайства с вызовом в Верховный Суд РК лица, подавшего ходатайство либо его представителя. Как правило, судья не выслушивает доводы лица подавшего ходатайство мотивируя тем, что он уже ознакомился с содержанием ходатайства.

Поэтому предлагает ему изложить новые доводы, которые не изложены были ранее в ходатайстве. Если нет дополнительных доводов, судья просит его покинуть зал (комнату) в которой провел предварительное слушание. Оставшись один, через непродолжительное время приглашает это лицо войти в комнату и объявляет, какое решение он принял.

При этом, оглашение принятого им постановления, присутствующий должен выслушать стоя. Наблюдая за этим ритуалом, не понятен смысл уединения судьи. Ведь решение для себя, он уже принял. Во всяком случае, до начала слушания, у него уже сложилось готовое мнение. Проведя же слушание формально и затем оставаясь наедине, тем самым создает видимость того, что раздумывал над тем, какое решение следует принять.

Полагаю, что соблюдение данного ритуала заменяет соблюдение беспристрастности, поскольку оставаясь наедине якобы в совещательной комнате, судья принимает объективное и справедливое решение, без какого-либо воздействия из вне. Считаю, что все эти действия ни к чему, тем более что ГПК РК подобное от судьи не требует.

  1. Также нет правового обоснования для выслушивания принятого судьей постановления стоя.
  2. Если только исходя из вежливости.
  3. Но вежливость — категория нравственная, а не правовая.
  4. ГПК РК не содержит норм, регламентирующих порядок проведения предварительного рассмотрения ходатайства судьей.
  5. В ст.443 ГПК РК который называется «Предварительное рассмотрение ходатайства», даже не употребляется понятие «заседание».

Заседание — это форма проведения какого-либо мероприятия на котором обсуждаются те или иные вопросы. Как правило, порядок заседания и принимаемое на ней решение, детально регламентируется определенными нормами. Особенно, если это касается судебного заседания.

  1. Из изложенного можно сделать вывод, что процедура предварительного рассмотрения ходатайства четко не формализована, в силу чего ее можно проводить по усмотрению самого судьи.
  2. Фактически, это нечто похожее на личный прием должностным лицом государства очередного просителя.
  3. Только в роли должностного лица, выступает судья.

Однако, чтобы показать в чем отличие между должностным лицом государства и судьей, то последний проводит слушание подобно тому, как это делает суд кассационной инстанции, но в сильно упрощенном виде. Не определен в ГПК РК и правовой статус лица подавшего ходатайство или его представителя.

  • В частности, какие у него имеются права и обязанности, что может и чего не может делать в ходе рассмотрения его ходатайства, а также о его юридической ответственности.
  • Например, может ли это лицо быть привлечено к административной ответственности за неуважение к суду, если он будет пререкаться с судьей, спорить с ним или выскажет недовольство принятым им решением и пр.

( ст.653 КоАП РК). Далее, а как надлежит именовать такое лицо. Именовать его кассатором не правильно, т.к. таковым будет лицо прошедшее предварительное рассмотрение ходатайства и допущенное в суд кассационной инстанции. Наиболее подходящее и приемлемое ему имя, это ходатай.

Синоним этому слову — проситель. Не определена и правовая природа выносимого судьей постановления. В частности, решение принятое судье по результатам предварительного рассмотрения ходатайства, окончательное или нет. А с какого момента оно вступает в юридическую силу, с момента оглашения или спустя определенное время.

И главное, подлежит ли обжалованию это постановление. Если подлежит, то в течении какого срока и в какую судебную инстанцию и пр.? Если исходить из смыслового содержания того, что судья предварительно рассматривает ходатайство, то исходя из логики следует, что принимаемое им решение, также предварительное, т.е.

Не окончательное. Поскольку оно не окончательное, то должен быть какой-то орган стоящий над ним, правомочный пересмотреть принятое им постановление. Одним словом, институт предварительного рассмотрения ходатайства судьей кассационной инстанции не совсем продуман и не вписывается трехзвенную модель судопроизводства к которой перешел Казахстан.

Бывая в Верховном Суде РК и наблюдая за работой судей по рассмотрению ходатайств, примерно из десяти таких предварительных рассмотрений, пропускаются в кассационную инстанцию только одно ходатайство. Остальные девять ходатайств, отклоняются. В связи с этим возникает вопрос, а почему в таком случае не возвращаются госпошлины всем тем лицам, которым отказано в принятии и рассмотрении ходатайств о пересмотре судебных актов вступивших в законную силу, поскольку по существу их дело не рассмотрено в порядке кассации.

  • Как было сказано выше, госпошлина это платеж в бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых действий уполномоченными государственными органами и должностными лицами.
  • В нашем случае уполномоченным государственным органом будет Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РК, а юридически значимым действием — это сама процедура рассмотрения дела с вынесением постановления этой судебной коллегией (кассационной инстанцией).

Судья же, который предварительно рассмотрел ходатайство, не является ни уполномоченным органом, т.е. судом кассационной инстанции, ни тем более должностным лицом, правомочным рассматривать само гражданское дело и разрешать спорный вопрос по существу. Его постановление не обладает такой же юридической силой, как постановление суда кассационной инстанции.

К слову, если он вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, то имеется способ преодолеть этот барьер. Например, подать другое ходатайство на имя Председателя Верховного Суда РК или Генеральному прокурору РК о принесении ими представления или протеста на предмет пересмотра судебных актов местных судов ( ч.2 ст.435 ГПК РК).

Поданные этими лицами представления или протесты, не подлежат предварительному рассмотрению судьей кассационной инстанции. По ним сразу же выносится постановление о принятии представления или протеста и о начале рассмотрения судом кассационной инстанции оспариваемых судебных актов местных судов, по существу.

  • Правда и в данном вопросе не все отрегулировано и четко прописано в ГПК РК.
  • Так, в практике автора имел место такой случай.
  • Было подано ходатайство на имя Председателя Верховного Суда РК о внесение им представления в кассационную инстанцию на предмет отмены судебных актов местных судов.
  • Однако, вместо ожидаемого постановления, получен был обычный письменный ответ-уведомление от председателя Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК о том, что поводов и оснований к принятию и рассмотрению ходатайства нет.

Подобным ответом был сильно обескуражен. Во-первых, поскольку ходатайство было адресовано не ему, а процессуальному лицу которым является Председатель Верховного Суда РК, то почему именно последний не подготовил ответ. Во-вторых, это было не постановление, а обычное письмо-уведомление, правда на официальном бланке.

  • Вместе с тем возник вопрос, а почему госпошлина не возвращена? Ответа нет и никто не знает, как он подлежит разрешению практически и в соответствии с какими правовыми актами.
  • Не регламентировано это и Нормативным постановлением Верховного Суда РК «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» от 2006 г.

с изменениями и дополнениями. К слову, в данном Нормативном постановлении даются ссылки на статьи Налогового кодекса в редакции от 10 декабря 2008 г., который утратил юридическую силу 01 января 2018 г. С 01 января 2018 г. действует новый Налоговый кодекс, нумерация статей которого не совпадает с нумерацией и содержанием статей старого Налогового кодекса.

Более того, такой нормы как ст.548 Налогового кодекса 2008 г., регламентировавшей возврат уплаченных сумм государственной пошлины, в новом Налоговом кодексе, нет. Поэтому вышеуказанное Нормативное постановление Верховного Суда РК, надлежит привести в соответствии с положениями нового Налогового кодекса.

Поскольку предварительное рассмотрение ходатайства одним из судей кассационной инстанции не является юридически и фактически рассмотрением гражданского дела по существу, тогда непонятно почему за это должна взыматься госпошлина. Более того, в ГПК РК используется понятие «предварительное рассмотрение ходатайства» судьей кассационной инстанции, т.е.

Единолично. Но это не тождественно другому понятию — «проведение судебного заседания коллегиально». Процедура проведения судебного заседания кассационной инстанции прописана в ст.450 ГПК РК. В частности, дело рассматривается коллегиально, в составе не менее 3 судей ( ч.1 ст.437 ГПК РК). В исключительных случаях предусмотренными ч.2 ст.435 и ч.6 ст.438 ГПК РК, дело рассматривается коллегиальным составом не менее 7 судей ( ч.2 ст.437 ГПК РК).

Как правило, председательствует на ней сам председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК либо по его распоряжению, один из судей этой коллегии. Судебное заседание проходит в режиме состязательности, с особенностями для суда этой инстанции.

Это означает, что подлежит вызову и выслушивается мнение другой стороны гражданского дела, а также третьего лица с самостоятельным требованием (интересом) на предмет спора либо не имеющего такого интереса, если таковые имеются, в том числе любое лицо чьи интересы затрагиваются оспариваемыми судебными актами.

Данные лица готовят и представляют в суд письменные отзывы, в которых высказывают свое мнение и правовые основания опровергающие доводы изложенные в ходатайстве ( ст.446 ГПК РК). В обязательном порядке участвует в заседании суда представитель надзорного органа (Генеральной прокуратуры РК).

Он, после заслушивания мнений сторон процесса и заинтересованных лиц, дает свое заключение. Несмотря на то, что его заключение не имеет для суда обязательной силы, тем не менее, он с позиции незаинтересованного лица, высказывает объективное мнение относительно того, правовая позиция какой из сторон процесса является правильной и соответствует положениям примененного закона (материального и процессуального), а также подлежит ли удовлетворению ходатайство или нет.

Как правило, к мнению прокурора суд прислушивается. Особенностью суда кассационной инстанции является и то, что он «в интересах законности вправе выйти за пределы ходатайства и проверить законность обжалованного, опротестованного судебного акта в полном объеме» ( ч.2 ст.449 ГПК РК).

  1. Это гарантия того, что дело тщательно изучается не только с позиции сторон процесса, но и на предмет не было ли иных нарушений действующего законодательства местными судами, которые влекут отмену постановленных ими судебных актов, либо изменение принятых этими судами актов и пр.
  2. Как было сказано выше, процедура проведения судебного заседания носит не формальный, а обязательный характер.

Не соблюдение этой процедуры, влечет за собой определенные правовые последствия. Так, открывая судебное заседание, председательствующий объявляет, какое дело рассматривается, по чьей инициативе оно начато, состав коллегии и кто ее возглавляет, доверяют ли стороны процесса коллегии и имеются ли отводы и пр.

В обязательном порядке разъясняется сторонам процесса их права и обязанности, в том числе их право завершить дело миром, с заключением мирового или партисипативного соглашения, со всеми вытекающими из этого последствиями (ст.447, ч.1 ст.450 ГПК РК). В частности, возврата половины суммы от размера уплаченной пошлины.

И только при отказе от этого предложения, суд продолжает рассматривать дело по существу, начатое по ходатайству кассатора оспаривающего судебные акты, вынесенные местными судами. Ничего из вышеперечисленного не полномочен делать судья, который рассматривает ходатайство, причем предварительно.

К слову, использование в тексте статьи слова «предварительно» означает, что выводы и принимаемое им решение неокончательное. Такой, который может быть изменен, пересмотрен и отмен (См.: Т.В. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.М., 2000, в 2 т.). Фактически, судья выступает в статусе контролера-распределителя, который осуществляет отсев субъектов обращения в кассационную инстанцию с тем, чтобы снизить нагрузку на нее либо отсечь ходатайства с явными юридическими пороками или подлежащие возвращению адресату, по основаниям, предусмотренным в ч.1 ст.442 ГПК РК.

Поскольку ходатайство не удовлетворено и дело не рассмотрено судом, т.е. кассационной инстанцией и отклонено на этапе предварительного рассмотрения, то по логике и справедливости, госпошлина должна быть возвращена лицу, который ее уплатил. Ведь судья, который выставил преграду и заблокировал дальнейшее продвижение ходатайства, тем самым не допустил ходатая либо представляемое им лицо в кассационную инстанцию.

  1. Этим он фактически отказал этим лицам в получении юридической услуги, т.е.
  2. В пересмотре судебных актов вступивших в законную силу, в порядке кассации.
  3. Поскольку такая услуга не оказана, то и оставлять в бюджете госпошлину, оснований нет.
  4. Подобные сборы именуемые госпошлиной, составляют сотни миллионов тенге в год.

Это не только не справедливо, но и не соответствует принципу общей законности. Полагаю, что с позиций указанных выше принципов, надлежит внести соответствующие изменения и дополнения в ГПК РК и Налоговый кодекс. Так, при отказе судьи предварительно рассмотревшего ходатайство о передаче самого ходатайства вместе с гражданским делом в кассационную инстанцию, уплаченная госпошлина должна быть возвращена лицу, который ее оплатил в полном размере.
Читать в источнике